Рецензия на фильм «Трансформеры: Последний рыцарь»

Франшизе Трансформеры, которая насчитывает уже 5 фильмов, поставленных главным пироманьяком Голливуда Майклом Бэем, исполняется 10 лет.

В далеком 2007 году первый фильм серии доказал, что на игрушках можно делать баснословные деньги, и, фактически, именно с Трансформеров начался повальный бум на экранизации всего того, что мы помним и любим с детства.

Дата премьеры: 22 июня 2017 г. (Россия)
Жанр: фантастика, боевик
Режиссер:
Майкл Бэй
Композитор: Стив Яблонски
Продюсеры: Лоренцо Ди Бонавентура, Том ДеСанто, Дон Мерфи, Йен Брюс
Сценарий: Кен Нолан, Арт Маркум, Мэтт Холлоуэй
Актерский состав: Марк Уолберг (Кейд Йегер),  Изабела Монер, Джош Дюамель (Майор Уильям Леннокс), Энтони Хопкинс (Sir Edmund Burton), Питер Каллен (Оптимус Прайм)

События Последнего рыцаря переносят нас в то не простое для человечества и трансформеров время, когда Оптимус Прайм покинул Землю в поисках своих создателей. Оказавшись без своего лидера, автоботы затаились, а Мегатрон и его армия десептиконов наоборот наращивают силы. Для борьбы с ними люди создали новое военное подразделение во главе с полковником Ленноксом (Джош Дюамель), а герой прошлой части Кейт Йегер (Марк Уолберг) скрывается от правительства на старой свалке в компании Бамблби и других автоботов. Между тем на Кейта выходит загадочный сэр Эдмунд Бертон (Энтони Хопкинс), заявляющий, что грядет конец человечества и спасти его может только Кейт и оксфордский преподаватель Вивьен Уэмбли (Лора Хэддок). Сэр Бертон настаивает, что трансформеры были на Земли с древних времен и оставили здесь оружие тотального уничтожения, которое необходимо отыскать и обуздать, пока им не завладели десептиконы. И пока на Земле разворачивается новый конфликт между двумя видами, из космоса к Земле приближается угроза намного страшнее. И самое тревожное, что против Земли выступает тот, кто некогда клялся оберегать её — Оптимус Прайм.

Будем честными: Трансформеры никогда не претендовали на слишком умные сюжеты и какую-то художественную ценность. Истории и войне гигантских роботов всегда были исключительно усладой для глаз зрителей всех возрастов и настоящим летним блокбастером. Требовать от картины что-то больше — просто не быть знакомым с жанром как таковым. Однако, как бы там ни было, Майкл Бэй всегда был верен себе и помимо красивой картинки предоставлял зрителям увлекательную историю-квест и живых персонажей. Как бы критики не хаяли Трансформеров, но родители Сэма, агент Симмонс и в целом человеческие персонажи у франшизы всегда удавались на славу. Чего уж говорить о красотке Меган Фокс, ставшей знаменитой благодаря роботом от Хасбро. Да и сами автоботы и десептиконы были слишком живыми и яркими, порой затмевая харизмой актеров. А помимо уже упомянутого визуального ряда и актеров, франшизы всегда радовала потрясающей работой со звуком и музыкой. и как это не парадоксально, но при ужасных отзывах критиков и не лестных — зрителей, каждый новый фильм франшизы приносил хорошую прибыль, играя на ностальгии и внутреннем ребенке аудитории.

Однако, при всей моей большой любви к трансформерам, пятый фильм серии меня слегка обескуражил. Это тот случай, когда Майкл Бэй, кажется, переборщил по всем фронтам. Вроде бы, нам пытались подарить рыцарский эпос в фантастическом антураже, но что-то пошло не так. Масса сюжетных линий переплелись настолько тесно, что получившийся моток не смог распутать даже режиссер. Сюжет фильма распадается на суб-сюжеты, персонажи вводятся, кажется, просто для того, чтобы были, не неся никакой существенной нагрузки на историю, и все это приправлено типично бэевскими взрывами, головокружительными планами и эпичной музыкой. Конечно, местами фильм позволяет себе поиронизировать над собой и делает это крайне мило и смешно. За юмор здесь отвечает, как не удивительно, мастодонт Голливуда Энтони Хопкинс, герой которого, пожалуй, стал всеобщим любимцем, и его неуравновешенный автобот-дворецкий Когмэн. Хохмача прошлых частей Джона Туртурро в роли агента Симмонса вытеснили на задворки истории, но Хопкинс гениально справился со своей ролью, доказав еще раз, что для таланта нет границ. Прочим человеческим героям Последнего рыцаря повезло чуть меньше. Марк Уолберг в пятом фильме превращается из эксцентричного изобретателя в штатного спасителя мира с большой пушкой, периодически вспоминающего ушедшую из франшизы дочку и нашедшего новую в лице башковитой сиротки Изабеллы (Изабела Монер). Изабелла по-началу кажется интересной заменой Николе Пэлтц — она умна, технически подкована, отважна, дружит с милым автоботом Сквиксом и не боится дерзить более сильному противнику, а еще она просто ребенок. И её молодость смотрится крайне свежо для истории, которая никогда раньше не вращалась вокруг детей. Из Изабеллы можно было бы сделать замечательную героиню, если бы сценаристы не поленились и не превратили её к финалу в бездушную фигурку и милую мордашку-вдохновителя. Тоже касается и Лоры Хэддок, чьей главной задачей в истории является быть неотразимой и сексуальной, при том, что зрителя с самого начала пичкают такими ненужными подробностями жизни Вивьен, как её большая семья, состоящая из одних женщин и несколько высших образований, делающих её неприступной в глазах мужчин. По итогам пяти фильмов Бэя можно смело заподозрить в сексизме — все его женские персонажи просто красивые функции и дополнения к главному герою. Хотя, конечно, глупо отрицать, что без таких дополнений фильм многое бы потерял.

А еще Последний рыцарь содержит преступно мало Оптимуса Прайма — главного любимца, пожалуй, всех тех, кто эти 10 лет следил за франшизой. Оптимус — движущая сила истории, её дух, с серьезным видом толкающий пафосные речи и не теряющий ни при каких обстоятельствах честь и доблесть. И хоть сценаристы и пошли по модному нынче пути перевода героя на темную сторону, это почти никак не сказалось на обаянии Оптимуса, да и откровенно говоря конфликт с переходом в стан врага сценаристы запороли начисто, разрешив проблему за десять минут экранного времени.

Но самой главной проблемой пятой части я считаю то, что создатели франшизы начали игнорировать свой же собственный канон, который строили четыре предыдущих фильма. Попытка расширения мира трансформеров, вплетение мотивов из истории, только больше запутали то, что сценаристы насочиняли ранее. А все, что касается Кибертрона и подавно огромная сюжетная дыра размером с этот самый Кибертрон.

Словом, Последний рыцарь — это типично бэевский кино-аттракцион, радующий изумительными спецэффектами, классным саундтреком, стильной картинкой и неплохим актерским составом, но расстраивающий бессвязным сюжетом больше, чем обычно. Рекомендуемо к просмотру заядлым фанатам франшизы и Майкла Бэя, всем прочим смотреть необязательно.

Сергей Прудников

Кидшер