Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Быть может, если бы я посмотрел оригинального Бегущего по лезвию 1982 года раньше, я бы смог проникнуться той атмосферой, которую так любят хвалить киноманы, но с большей вероятностью, я бы и тогда мало что понял, потому что Бегущий по лезвию — кино весьма специфическое и далеко не для каждого. 

Дата премьеры: 5 октября 2017 г. (Россия)
Режиссер: Дени Вильнёв
Монтажёр: Джо Уолкер
Серия фильмов: Blade Runner Film Series
Композитор: Йоханн Йоханнссон, Ханс Циммер, Бенджамин Уоллфиш
В ролях: Харрисон Форд (Рик Декард), Райан Гослинг (Officer K), Робин Райт, Дэйв Батиста, Де Армас Ана (Joi).

Признаюсь, я посмотрел оригинальный фильм буквально на днях, чтобы идти в кино на продолжение и иметь какое-никакое представление о сюжете, мире, основном конфликте. Мне понравился фильм Ридли Скотта своим визуальным стилем, который для того времени, на мой взгляд, был довольно прогрессивным и смелым. Мрачные картины Лос-Анджелеса будущего и специфичный неонуар о детективе, отслеживающем беглых репликантов, искусственных людей. Однако, фильм Скотта был местами слишком затянут, потому я смотрел его в два захода и общее впечатление он на меня произвел смешанное. Я совершенно точно не могу назвать Бегущего шедевром, однако, в силу того, что это один из первых образцов киберпанка в кино, он смело заслуживает звание одного из столпов жанра.

Я на всякий случай ничего не ждал от сиквела, хотя имя режиссера Дэни Вильнева уже само по себе о многом говорит, ведь это он снял прошлогоднее обласканное зрителями и критиками Прибытие с Эми Адамс. Для меня это означало, что сиквел Бегущего, как минимум, будет не глуп.

К сожалению, на деле Бегущий по лезвию 2049 оставил меня в еще более смешанном состоянии, чем оригинал.

События сиквела происходят спустя 30 лет после оригинального фильма. Главным героем картины выступает агент-репликант Кей (Райан Гослинг), который выслеживает более ранние модели репликантов серии Нексус по заказу компании Уоллес. Однако, в ходе одного из заданий Кей обнаруживает останки старого репликанта — женщины, которая к тому же была беременна. Никто никогда раньше не сталкивался с репродукцией репликантов, и казалось, что это просто невозможно. Но находка Кея меняет правила игры, и вот уже на поиски первого естественно рожденного репликанта пускается Кей и наемники компании Уоллес.

Стоит отдать должное Вильневу — он мастерски передал атмосферу оригинального фильма даже по прошествии 35 лет, а благодаря невероятной работе оператора Роджера Дикинса зритель может любоваться долгими планами мрачного постапокалиптического мира будущего, в которых, не смотря на сплошную монохромность, есть своя красота.

Плюсом стало так же то, что Вильнев бережно отнесся к доверенному ему миру и грамотно проработал его. Так, теперь мы точно знаем, что репликанты — не андройды, а скорее генно-модифицированные клоны, о чем в оригинальном фильме не слишком распространялись. У каждого клона есть свой серийный номер на глазном яблоке, и только так их можно отличить от человека. Так же Вильнев углубляет конфликт между людьми и репликантами, объединяя последних в набирающее силу подпольное сопротивление, которое видит в новом виде естественно рожденного репликанта своего Мессию.

И все эти библейские мотивы удивительно хорошо ложатся на благодатную почву антиутопии, но, к сожалению, сиквел грешит тем же, чем для меня преступно грешил оригинал — затянутый хронометраж и нарочитая медлительность повествования. Бегущему откровенно не достает динамики, и я очень хорошо могу понять тех, кто жаловался на то, что успевал уснуть во время просмотра. Ко всему прочему Райан Гослинг в главной роли репликанта Кея не сильно впечатляет, поражая своей невыразительностью и ограниченным набором мимики. На его фоне прекрасно выглядит виртуальная Джой (Ана де Армас), которая совершенно никакой роли не играет для сюжета, оттеняя одним своим присутствием зажатого и сдержанного Кея.

Вообще с второстепенными персонажами фильму везет куда больше, чем с главными. Тут и начальница Кея Мадам (Робин Райт), и психопатическая помощница главгада Лав (Сильвия Хукс) и сам главгад Ниандр Уоллес (Джаред Лето), страдающий мутной мотивацией и приступами библейской демагогии, ну и, конечно, Харрисон Форд возвращается к своей роли Рика Декарда. Форд вообще, возвращаясь к старым франшизам, привносит в них свой фирменный шарм и фильмам это только на пользу идет, но Форда в Бегущем-2 маловато, а вот топорного Гослинга — много, от чего эффект несколько смазывается.

Впрочем, судя по отзывам зрителей, ни хронометраж, ни сюжетные прорехи, ни Гослинг любителей кино не смутили. Я петь хвалебные оды Бегущему не стану, для меня этот фильм не столь хорош, как мог бы быть, а одним визуалом сыт не будешь. Хочется верить, что если Вильнев возьмется за триквел, то он будет менее высокопарым и более удобоваримым, потому что как показывает опыт — к «высокой» научной фантастике зритель все-таки еще не готов. Хотя Прибытие лично у меня зашло на «ура», так что тут скорее вопрос сценария.

Сергей Прудников

Кидшер