Не надо делать для инвалидов, надо делать для людей!

Начиная с 2011 года в нашей стране появилось такое понятие, как госпрограмма «Доступная среда», которая предполагает создание таких условий в окружающем городском (да и не только городском) пространстве, при которых маломобильные группы населения могут чувствовать себя удобно и наравне со всем обществом. 

По каким-то причинам большинство людей, включая и тех, кто непосредственно отвечает за создание доступности, считает, что для МГН достаточно создания безбарьерного пространства лишь в медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах, аптеках). Однако учитывая специфику этих учреждений, доступность там должна быть вне зависимости от всякого рода госпрограмм.

Благодаря развитию технологий современный мир быстро становится подвижным и открытым. Те категории людей, которые раньше традиционно считались наиболее пассивными, сегодня имеют достаточно информации и желания вести активный образ жизни, быть полезными обществу и просто жить в нормальных современных условиях. И в этих условиях их ограничениями являются вовсе не собственная физическая немощь, а барьеры окружающей среды. В первую очередь – это барьеры в сознании общества. Все прочие препятствия являются лишь их материальным воплощением.

Вместе с понятием «доступная среда» в нашу жизнь вошла и аббревиатура МГН, которая расшифровывается, как «маломобильные группы населения». Когда люди слышат это словосочетание, первая их ассоциация – это, конечно, инвалиды. Часто от владельцев разнообразных предприятий приходится слышать «А зачем нам ваша доступность? Мы же не аптека, инвалиды к нам не ходят!».

И это как раз яркое проявление стереотипного мышления. Во-первых, сегодня человек с инвалидностью – в первую очередь человек. С обычными человеческими желаниями и потребностями, которые вовсе не ограничиваются походом в поликлинику или покупкой лекарств. Во-вторых, категория МГН по своему составу гораздо разнообразнее, чем принято считать. Более того, каждый человек на этой планете хотя бы раз оказывался в числе маломобильных групп населения.

Так кто же такие эти загадочный МГН?

Кроме уже упомянутых людей с инвалидностью к МГН относятся еще и пожилые люди (старше 60 лет). Наша природа такова, что рано или поздно тело все же утрачивает былую ловкость. Даже при том, что сегодня многие пенсионеры ведут весьма активный образ жизни, воспользоваться лифтом вместо лестницы на третий этаж или низкопольным транспортом вместо троллейбуса с высокими крутыми ступенями пожилым людям гораздо удобнее. Доступная среда делает их жизнь комфортной, позволяя сохранять здоровье, энергию и силы для более интересных и достойных дел: работы, собственных увлечений, помощи близким. Если уж в нашей стране принято доверять своих детей бабушкам и дедушкам, то почему бы не позаботиться о том, чтобы их время вместе было как можно более удобным и благоприятным?

Вот кстати о внуках! Дети дошкольного возраста тоже относятся к маломобильным гражданам. В силу своего роста им не дотянуться до высоких прилавков, если вдруг им доверили купить хлеба в соседней пекарне. У них не хватит сил, чтобы открыть тяжелую дверь. Да и ориентироваться по картинкам в незнакомом большом помещении им гораздо проще и надежнее, чем по надписям, которые они еще не могут прочитать.

А ведь есть еще и совсем маленькие дети, которых родители перевозят в прогулочных колясках! И почему бы летом во время прогулки маме с малышом не зайти в кафе и не посидеть за чаем на летней веранде, пока ребенок спит? Или не сходить вместе с коляской за продуктами, косметикой, бытовой химией… Да абсолютно по любым своим делам! Почему молодым родителям приходится превращать прогулку с ребенком в решение сложной логистической задачи, в которой спуск на набережную уже превращается в уравнение?

Сегодня время движения. И молодые семьи все чаще отправляются в путешествие вместе со своими маленькими детьми. Но так уж выходит, что наша российская действительность не совсем толерантна к тем, кто не может за себя постоять. К тем же малышам, для которых не во всяком отеле найдется номер с пеленальным столиком или кафе, в которое вместе с коляской можно подняться по удобному пандусу, и где можно попросить детский стул для кормления. И ведь это в наши дни не роскошь, а нормальная цивилизованная забота о клиенте.

То же самое можно сказать и о беременных женщинах. Да, для них есть специальная одежда, всевозможные курсы будущих мам и фитнес-программы. Но почему-то никто не вспоминает о том, что беременная женщина становится несколько больше по размерам и менее подвижна. Так разве не удобней ей пройти в более широкий дверной проем, воспользоваться более просторной примерочной, туалетом или ванной с поручнями, если речь идет о жилом помещении? Разве не легче ей подняться по пандусу на крыльцо, вместо того, чтобы переставлять ноги по узким скользким или влажным лестницам?

К слову,  в одной «лодке» с будущими мамами оказывается любой человек с лишним весом или несущий чемодан и тяжелые сумки. Как только в ваших руках оказывается объемный пакет весом более 3 кг, вы сразу же попадаете в категорию МГН, поскольку становитесь уже не таким ловким и подвижным. В конце концов, даже вполне здоровая женщина на каблуках уже может прочувствовать на себе все «прелести» отсутствия доступной среды!

Лестницы на крыльцо, узкие дверные проемы и коридоры, маленькие туалетные и примерочные кабинки, высокие стойки регистрации, задравшийся линолеум, высокие пороги, сколотая половая или тротуарная плитка, отсутствие съездов с тротуаров – все это и многое другое усложняет жизнь далеко не только тем, у кого есть инвалидность.

Создавая на своей территории правильную доступную среду, вы проявляете заботу о каждом вашем посетителе, а людям непременно захочется вернуться туда, где им было хорошо и комфортно. Это значит, что вкладываясь в доступность, вы вкладываетесь в развитие собственного дела, в привлечение и расширение клиентуры, то есть, в собственное процветание.

Поэтому хочется напомнить всем уверяющим «К нам инвалиды не ходят!»: не делайте для инвалидов, делайте для людей!

Кидшер