Год Евстифеева. Что удалось сделать новому главе за 12 месяцев?

Год назад, 6 апреля, Владимир Путин отправил в отставку главу Марий Эл Леонида Маркелова

В этот же день глава государства назначил исполняющим обязанности руководителя республики председателя Арбитражного суда Московской области 58-летнего Александра Евстифеева.

Жители Марий Эл возлагали большие надежды на нового руководителя. Оправдались ли эти ожидания? Каковы основные результаты работы Александра Евстифеева за год? На эти вопросы отвечают эксперты.

Не в полной мере конечно, но в основном да

Блогер, политический обозреватель Валентин Севастьянов сравнил политическую жизнь в Марий Эл с землёй, на которой начинают появляться ростки нового хитросплетения природы, где каждый может пробиться сквозь твердую почву.

– Оценивать работу руководителя — это самое противоречивое дело. Давайте попробуем, но нужно делать скидку на то, что обновился кадровый состав многих министерств и ведомств, произошла оптимизация самого аппарата главы. Некоторые позиции заняли уроженцы других регионов. Все это говорит о том, что сейчас идет фаза изучения, отработки взаимодействия, выстраивания коммуникаций. И это не бизнес-организация из 10 человек, а регион — очень многогранное сообщество людей, судеб и сфера человеческой жизни. Настройка подобного механизма, по моей оценке, займет не менее двух лет. А что было сделано за этот период, можно узнать из доклада Александра Александровича, который он озвучил в конце прошлого года. Со своей стороны могу сказать, что большое внимание уделяется районам республики, в национальных вопросах настало время оттепели, поддерживаются общественные инициативы, проходят оптимизации чиновничьего аппарата и внедрение новых технологий в систему государственного управления, огромное внимание уделяется экономике региона. Регион по сути сейчас напоминает вспаханное поле, на котором начинают появляться ростки нового хитросплетения природы, где каждый может пробиться сквозь твердую почву.

— Каковы основные результаты работы Александра Евстифеева за год можно выделить?

– Первое — это, безусловно, сформированность структуры органов власти для управления регионом. Республика перестала быть аномалией на политической карте России, мы чётко следуем в фарватере единой государственной политики и это даёт свои плоды. Начали решаться проблемы, которые не решались годами: заменены автомобили скорой помощи, куплены новые школьные автобусы, построено и открыто бюро судебно-медицинской экспертизы, начались работы по ремонту кинотеатра в Волжске, прошел впервые в республике экономический форум, где заключены инвестиционные соглашения на 1.5 млрд рублей, на ремонт дорог и мостов выделяются более значительные суммы, началось строительство детских садов и возврат зданий под их деятельность и т.д.

Выстроились отношения с общественностью, в том числе и национальными сообществами. На примере прошедших выборов можно сказать, что люди различных национальностей, проживающие в Марий Эл, в большинстве своем поддержали национального лидера Владимира Путина.

– Какие проблемы не удалось решить новому руководителю?

– Многим процессам положено начало, но для системного решения требуется гораздо больше, чем один год. Например, это вопросы улучшения делового климата, роста промышленного производства и сельского хозяйства, благоустройства населенных пунктов, – подытожил Валентин Севастьянов.

Оправдались ли основные ожидания?

Журналист интернет-журнала «7х7» Дмитрий Любимов затруднился давать какую-то объективную оценку, были ли изменения социально-экономической и политической сфере, но…

– Основное ожидание — более понятного, в человеческом смысле, чиновника, оно, наверное оправдалось. Я это говорю о мнении тех людей, с которыми общаюсь. Их, наверное, тоже можно экспертами назвать. Они разные – интересующиеся региональной политикой и аполитичные. Но лично я вижу другое: окружение Евстифеева – оно более осторожно, пугливо и недоверчиво к «не своим» журналистам. Свои — значит не публикуют критики и не сомневаются. Это разделение, оно исходит от команды нынешнего губернатора, вернее даже от обслуги, отвечающей за взаимодействие с разными СМИ.

– Говоря о кадрах. Позитивны ли кадровые перестановки,который проводил Александр Александрович? 

– Ясно лишь, что Евстифеев приглашал чиновников извне для решения каких-то задач. Что они решают, мне сказать сложно. Весь первый год решалась кадровая проблема и непонятно, решилась ли. Кадровые перестановки, кадровый вопрос, судя по всему продолжает занимать как команду самого главы региона, так и его сторонников из числа местных элит. Много разговоров о замене руководителей районов, частичной чистке среди депутатов Госсобрания, сейчас идут замены руководителей различных подведомственных министерствам учреждений.

– Посмотрим на другую сторону медали. 

– Сразу после приезда в республику и во время предвыборной кампании, Евстифеев обозначил самые острые (иногда, с точки зрения его пиарщиков) проблемы: транспортную, ситуацию в Волжске, отсутствие аэропорта в Йошкар-Оле, очереди в поликлиники и госдолг Марий Эл. Неизвестно, чем закончилась история с очередями с точки зрения Минздрава Марий Эл — отчета министра мы так и не услышали, кажется. Зато президенту страны, за полгода до назначенного отчета Паньковой (министра здравохранения региона. — ред.), Евстифеев сообщил, что очереди победили. Тема больше не обсуждается в местных СМИ, но наверное стоит спросить жителей Йошкар-Олы – удалось ли избавиться от очередей в медучреждениях. Я вот их наблюдаю даже в одной из местных платных клиник.  Ну, а все остальные из перечисленных и обозначенных проблем — предположу что за первый год Евстифееву решить их не удалось, – подытожил Дмитрий Любимов.

Позитивные изменения ждали, но не все

В Марий Эл не все ждали позитивные изменения после назначения Александра Евстифеева, считает политолог, журналист Герман Пирогов.

– Во-первых, не соглашусь, что весь «народ Марий Эл ждал позитивные изменения после назначения Александра Евстифеева в социально-экономических, политических и многих других сферах». Не было и по-прежнему нет оснований, чтобы всего этого великолепия ожидать. А тому, кто всё-таки ждёт, тому я ничем не помогу своим отличающимся мнением ни сейчас, ни когда бы то ни было.

У меня, поинтересовавшегося биографиями Евстифеева и новых (преимущественно саратовских) людей в его окружении, поначалу возникло недоумение: куда они сунулись – у них же за душой нет ничего, что предвещало бы успех! Затем встал вопрос: если осознавали, то для каких – чужих и своих – целей они тут всплыли? Года было вполне достаточно, чтобы найти ответы и объяснения практически всему: от вольной или невольной привязки новой власти к предстоящей судьбе Леонида Маркелова до её (власти) весьма скромных возможностей как в умении работать с населением, местными кадрами, так и в получении ощутимой поддержки центра.

Итак, основной показатель работы в сфере экономики: активность не проявлять, инициировать лишь то, на что Москва уже пообещала или готова дать средства. В области социальных гарантий: главное, во что бы то ни стало сохранять имеющиеся возможности и оперативно гасить более-менее массовое недовольство граждан. В работе с кадрами высшего звена: поскольку от нас, мол, мало что зависит, то иметь руководителями не лучших специалистов (они, как правило, самодостаточны, ориентируются на собственное компетентное мнение, потому неудобны…), а назначать беспрекословных исполнителей. Такая тактика позволит продержаться, но не обещает серьёзных экономических прорывов, которые стали бы плодом собственных разработок и инвестиций. Словом, пока удаётся то, что на месте А. Евстифеева удалось бы практически любому.

Некоторым аналитикам кажется, что Александру Александровичу удалось ловко обмануть потенциально опасных местных авторитетов, нейтрализовать их или привлечь на свою сторону. Дело не в коварстве Евстифеева. После внезапного ареста человека, который более 16 лет, не гнушаясь никакими методами, гнобил в Марий Эл всякого неугодного, людям захотелось наконец посвободнее и дышать, и мыслить, и просто жить… Они готовы были на соглашательство из понятного желания: хватит воевать – давайте дружно возьмёмся за дела во благо республики… Кстати, этим кратно усилились те ожидания, о которых вы говорите.

Из крупных проблем, созданных предшественником, почему-то и Евстифееву не даётся вопрос о так называемой титульной нации РМЭ. Он даже своим заместителем, определяющим политику в данной сфере, умудрился сохранить наиболее одиозного чиновника из прошлого, который не способен создать ни один эксклюзивный продукт в том, в чём вот уже двадцать лет управляет, и, на мой взгляд, откровенно малообразован. Не странно ли продолжать цепляться за столь незначительное, – высказался Герман Пирогов.

Кидшер