Учёные Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М Висильева (МарНИЯЛИ) считают невозможным использование фольклорного образа «Салики» в проекте «Сказочная карта России».

«Фольклорная составляющая проекта изначально неверна — в марийском фольклоре сказочного персонажа по имени Салика не существует. Этот образ является собирательным. Женское марийское имя Салика активно вошло в «культурный обиход» после постановки пьесы С.Н. Николаева «Салика», — уточняют учёные МарНИЯЛИ.

Черты лица девушки, её общий внешний вид и манера поведения не соотносятся с образом девушки-марийки, тем самым нарушаются нравственно-этические стороны картины, отмечают научные эксперты.

«Стилистически неточным является и художественное изображение образа девушки. Слабо выражена этическая составляющая сказочной героини. Её облик не соответствует идеалам марийских сказок. Нарушены общепринятые каноны национального костюма, в нём одновременно сочетаются девичьи и женские элементы. Головной убор шымакш отражает социальный статус замужней женщины, при ношении которого волосы должны быть убраны под шымакш. Платок девушки больше напоминает мусульманскую фату. Кафтан изображён длиннее рубах, а должно быть наоборот. Марийский национальный костюм отличается богатством и оригинальностью традиционных вышивок, они способны дать представление о духовных и материальных ценностях народа мари, что не нашло отражения в авторском изображении», — говориться в экспертном заключении (имеется в распоряжении редакции).

Вопросы у специалистов возникли и по деталям, которые были использованы в целях презентации девушки в проекте.

«Общий фон, на котором изображена девушка, также вызывает недоумения, в частности образ обрубленной берёзы. В качестве фоновой картины можно было применить этюды из сказочного сюжета с использованием национальной символики, характеризующей уникальность Марийского края», — говорится в рецензии.

Подвергся к критике учёных и анонсируемый текст, который был разработан для «Сказочной карты России».

«Сопровождающий текст имеет псевдонаучный характер и является абсурдным по своему содержанию: упоминание о тапочках—оберегах с живущим в них домовым – чистый вымысел автора. Подобного нет в марийских сказках», — возмущены эксперты МарНИЯЛИ.

В конечном итоге специалисты пришли к заключению  о невозможности нахождения  «Салики» в «Сказочной карты России».

«Предлагаемый фольклорный образ девушки «Салика» и по форме, глубинной структуре и по содержанию, семантике не соответствуют идеалам народа мари, не раскрывает многовековую мудрость марийского фольклора. Любые вопросы, связанные с марийской традиционно-культурной идентичностью, должны обсуждаться и решаться с привлечением квалифицированных специалистов. Фундаментальная основа подобных работ – это безупречное знание исконного народного материала», — сделали вывод эксперты МарНИЯЛИ.

В феврале 2019 года стало известно, что фольклорный образ девушки Салики представит Марий Эл на «сказочной географии» страны. Автором и инициатором появления персонажа от республики стала общественный деятель Оксана Татаринова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.