Агавайрем

Агавайрем — праздник плуга — марийский национальный праздник весеннего сева. Он посвящён божествам плодородия, земли и силам природы. Праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

Агавайрем распространён у луговых, северо-западных и восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Марий Эл.

Агавайрем отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него, в период между летним Николиным днём (Кеҥеж Миколо — 22 мая) и Духовым днём (Мланде Шочмо кече, через 50 дней после Пасхи).

Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние. Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Сернурском районе, завершающее празднование Агавайрема, проводится через восемь недель после Пасхи в субботу — за шесть дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведённое место выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем-Юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

Восточные марийцы во время Агавайрема в прошлом проводили обряд изгнания злых сил.

В праздничные дни соблюдались запреты: нельзя было красить нитки, стирать бельё, устраивать шум.

С начала 1990-х годов праздник справляется на официальном уровне.

Материал подготовлен на основе информации интернет-журнала «Кидшер» («Пульс») и открытых источников.

Кидшер