Общение на равных: правила этикета

Мы знаем, как правильно обратиться к незнакомому пожилому человеку, как разговаривать с ребенком или начальником, что сказать симпатичной девушке в окошке билетной кассы. Все эти правила поведения и этикет в нас закладывали с детства дома, в садике, в школе. Мы сами вырабатывали определенную модель поведения, подходящую для той или иной ситуации. Однако общение с инвалидом, в особенности с колясочником, многих ставит в тупик. Люди не знают, как себя с нами вести, что сказать, сделать или не сделать, чтобы нас не обидеть. Этому никто никогда никого не учил. Из-за этого в жизни любого из нас хотя бы раз возникали недоразумения. Иногда забавные, иногда грустные.
А ведь существуют вполне логичные, опытным путем опробованные правила поведения. Впервые их сформулировала Стелла Янг – австралийская журналистка и общественный деятельно. Правила эти просты и естественны, работают в любой ситуации и на любом континенте. Их легко можно дополнять в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране. Но самое главное – этим правилам необходимо следовать, и тогда из нашего общения уйдет масса недоразумений. Итак, приведу вам те самые правила, несколько дополненные и расширенные на основе собственных наблюдений.

1. Если вы не знакомы близко с инвалидом, не стоит приставать с вопросом «Что с тобой случилось?». Вам не обязательно знать подробности. Правда! Особенно, если мы живем с вами в одном подъезде или вы принимаете у нас заказ в кафе. Конечно, если любопытство так уж велико, спросить вы можете. Но не обижайтесь, если мы не захотим отвечать.

2. Коляска — это не просто средство передвижения. Это, практически, часть нашего организма. Многие из нас подходят к вопросу ее выбора тщательнее, чем здоровые люди к выбору обуви. Коляска — последнее, к чему мы прикасаемся, ложась вечером в постель, и первое – утром. Поэтому мы очень трепетно относимся к тому, как посторонние люди обращаются с нашими колясками. Например, есть любители при разговоре встать у нас за спиной и нависать над коляской, уперев руки в подлокотники. Это особенно касается молодых людей. Чего они хотят добиться такой манерой поведения – совершенно непонятно. Но то, что собеседник оказывается в очень неудобном положении – это точно. Во-первых, нам не видно человека, с которым мы говорим. Во-вторых, вы вторгаетесь в наше личное пространство. Как уже говорилось выше, коляска – часть нас. И не всем нравится, когда эту часть вот так фамильярно и без спроса трогают. В-третьих, нависая над человеком и упираясь в его кресло, вы просто мешаете ему сидеть в привычной и удобной позе. То же самое касается и тех, кто норовит упереться в наши подставки для ног.
Еще одной вопиющей бестактностью является попытка сесть в наше кресло. Иногда нам хочется пересесть на стул в кафе или скамейку в парке, да хоть на диван у себя дома. В этом случае, коляска все равно будет стоять рядом. И часто находятся любители занять пустующее место. Я много раз спрашивала о причинах такого поведения, но ответ всегда сводился к неопределенному «Да по приколу!». Так вот, уважаемые здоровые товарищи, это ничуть не «по приколу». Нам отвратительно видеть, как вы умащиваете свою пятую точку в то, что является частью нас. Детям мы еще можем такое позволить. Но взрослому вменяемому человеку можем сделать замечание. Кроме того, коляски рассчитаны не на всякий вес и не на любую комплекцию. Это очень индивидуальное средство передвижения, так что, усаживаясь в чужое кресло, вы рискуете его попросту сломать.

3. Приглашайте нас на прогулки. Серьезно! Вы можете смело сказать нам: «Идем гулять!» или «Пойдем, прошвырнемся!» Эти фразы слетают с языка сами собой, не стоит за них извиняться. Один мой незрячий знакомый говорит, что самое обидное — это то, что девушка в разговоре с ним, просит прощения за то, что она видит, а он — нет.

4. Многим почему-то кажется, что шутить над нашим положением – это есть демократичное отношение. Примерно то же самое, что пошутить над неудачной расцветкой рубашки вашего приятеля. Смею вас заверить, это далеко не всегда так. Обычно, все шутки сводятся к вопросам о зимней, летней или «лысой» резине. Ну, и если коляска с электроприводом, то непременно спрашивают, можно ли водить электроколяску в нетрезвом виде или нужны ли на нее водительские права? Мы давно привыкли к таким шуткам, они вызывают у нас лишь вежливую улыбку.

5. Не вешайте свои сумки на нас. Еще раз напоминаю, коляска — часть нашего личного пространства, а не тележка для покупок и перевозки грузов. Ведь вы не станете вешать сумку на руку соседа в общественном транспорте, которой он держится за поручень? Вот и коляски тоже вам не магазинные полки.

6. Если здоровый на вид человек находится рядом с инвалидом, не обязательно он — сиделка. Как и у обычных людей, у нас могут быть родители, братья, сестры, супруги, друзья и приятели без инвалидности. Не стоит думать, что с нами общаются лишь те, кто обязан. Хотя рядом с некоторыми из нас и правда может быть помощник.

7. Мы с вами варимся в одном котле. Нас интересуют те же самые вещи, что и вас. С нами можно разговаривать обо всем — от спорта до политики, от телевидения до тех странных вещей, которые вы, люди без инвалидности, нам говорите. Только одна просьба: не надо рассказывать нам о своих болезнях или о болезнях ваших родственников. Одно дело, когда нам жалуются на свое здоровье близкие люди, которым мы можем что-то посоветовать. И совсем другое, если мы с вами просто оказались в одной компании или случайно разговорились в очереди, или просто вежливо здороваемся по-соседски. Я не знаю, чем вызываю такую реакцию, но почему-то редкая прогулка у меня проходит без того, чтобы какой-нибудь случайный знакомый не стал мне жаловаться на собственное здоровье. Поверьте, нам это интересно меньше всего. Вряд ли вам будет приятно, если в ответ мы начнем подробно рассказывать о собственных диагнозах. В мире есть масса более интересных тем для дружеской беседы.

8. Пусть ваши дети смотрят на нас. Дети смотрят и будут смотреть на то, что кажется им интересным. Не стоит хватать их за руку и убегать или требовать отвернуться. Тем самым вы учите их, что быть не похожим на других стыдно. Мы привыкли. Пусть ваши дети подходят к нам и спрашивают о том, что им интересно. Нас совершенно не обижают их вопросы типа «А почему тетя/дядя в коляске?». Нам куда обиднее слышать, как мамы и папы силой уволакивают детей, ничего им не объяснив или яростно шепча на ухо «Ты что! Нельзя так говорить!». Если не знаете сами, что сказать ребенку, позвольте это сделать нам. Я никогда не запрещаю чужому ребенку подойти, потрогать колеса, тормоза, спросить все, что ему любопытно. А недавно обратила внимание, что на улице со мной здороваются подростки, которых я совершенно не знаю. Видимо, как раз те подросшие детки, которым в свое время позволили потрогать интересующие винтики на моей коляске.

9. Не стесняйтесь предлагать руку, но и не обижайтесь на отказ. Когда вы видите человека, который пытается поднять ногу на ступеньку или что-то сделать с явными усилиями, первый порыв — вскочить и оказать ему помощь. Точнее выполнить действие за него. Люди, которые живут с инвалидностью долгое время, вынуждены приспосабливаться к своему положению. У каждого свои способы, не стоит пугаться. Лучше всего подойти и для начала спросить, не требуется ли помощь, и если да, то какая именно.
Здесь же стоит упомянуть еще и о таком, очень популярном у наших людей, виде помощи, как подаяние. У нас очень отзывчивые и сердобольные люди, и у них всегда есть желание сделать что-то хорошее и доброе. И это прекрасно! Но, дорогие друзья, давайте сначала думать и анализировать, а уж потом совершать большие и малые подвиги. Человек в коляске, стоящий у магазина, административного здания или церкви, вовсе не обязательно нищий, просящий милостыню. Он может просто ждать своего сопровождающего на свежем воздухе. Я это не просто так объясняю. Дело в том, что я с детства не люблю оставаться одна на улице именно потому, что подходят абсолютно незнакомые люди и пытаются подать мне милостыню. В детстве пытались угостить чем-нибудь вкусненьким. А сейчас предлагают мелочь, спрашивают, не нуждаюсь ли я в «хорошей, почти совсем новой куртке». Одна дама даже пыталась отдать мне какие-то витамины в баночке, которые она только что купила в аптеке.
Друзья, давайте уже смотреть друг на друга с открытыми глазами. Мы все знаем, что бывают люди, которым в силу жизненных обстоятельств действительно приходится просить милостыню. Но эти люди и выглядят соответствующим образом. Поэтому, прежде чем выуживать из кармана мелочь, посмотрите на человека, а не на его костыли или коляску. Тогда вы сами поймете, что хорошо одетый мужчина или грамотно накрашенная молодая девушка в модной шляпке стоят здесь просто в ожидании кого-то из знакомых, а не ради сомнительного заработка.

10. Не все инвалиды знакомы друг с другом. И не все похожи друг на друга. Малознакомые здоровые люди часто путают меня с кем-то из своих соседей-инвалидов или просто с кем-то, кого им раньше случайно довелось встретить на улице и перекинуться парой слов. Это происходит, обычно, от того, что в первую очередь людям запоминается коляска. Или сам факт того, что человек сидит в коляске. При этом черты лица, цвет волос (если это не радикально-зеленый) или яркие детали одежды не удостаиваются внимания. Когда-то давно нас с подругой даже сотрудники специализированного санатория путали. Мы совершенно не похожи внешне, зато на тот момент пользовались одинаковыми колясками. Поэтому, общаясь с инвалидом, старайтесь запомнить что-то еще, кроме самого факта инвалидности. Тогда при описании вашего знакомого в разговоре с другими людьми вы сможете сказать гораздо больше, чем просто «парень в инвалидной коляске» или «слепая девушка в темных очках». Согласитесь, под такое описание попадает очень много людей.

11. Мы — не храбрые. Когда речь заходит о людях с инвалидностью, обыватель начинает сыпать комплименты: «Храбрые, мужественные, вдохновляющие!». Не стоит хвалить нас или восхищаться нами лишь за то, что мы живем. Поход в магазин за молоком требует от меня мужества не больше, чем от любого из вас.

12. Если можете пользоваться обычной туалетной кабинкой, не занимайте ту, которая предназначена для людей с инвалидностью. То же самое касается парковочных площадок и мест в общественном транспорте.

Ольга Ребко

Кидшер