На языке предков: С верой в силу природы

Община марийской традиционной религии «Марий Кумалтыш» — одна из наиболее активных и многочисленных общин республики. Она имеет свои отделения в девяти районах и существует она больше 10 лет. Сегодня мы вам расскажем про общину в Советском районе. 
Основными задачами организации являются подготовка и проведение молений в священных рощах, а также просветительская работа среди местного населения.

Подход к делу — основательный

Община официально зарегистрирована была 5 апреля 2005 года при краеведческом музее им.Э.М. Иванова посёлке Советский. Её первым руководителем стал И.А. Щербаков, живший тогда в деревне Колокудо. Иван Андреевич, как отзываются о нем современники, был человеком мудрым и религиозным.
После того как музей переехал в другое здание, община тоже поменяла свой адрес: располагалась в школе-интернате посёлка Советский. А потом администрация района выделила общественникам большое помещение на первом этаже здания бывшей школы № 1. И вот уже четвертый год «Марий кумалтыш» располагается именно там.
В 2008 году, после смерти главы организации Ивана Андреевича, общину возглавил Е.М. Виногоров из села Верх-Ушнур. Организация стала развиваться и пополняться новыми членами. Сейчас в её состав входят 19 человек, из них — 17 являются картами.
Согласно уставу, общие собрания общины проводятся раз в год. На нее приходят все члены организации, обсуждают планы на будущее, рассматривают заявки о приеме новых членов и прочие вопросы, связанные с МТР. Также несколько раз в год собирается Совет старейшин «Марий Кумалтыш», состоящий из 5 человек, чтобы обсудить подготовку к предстоящим молениям районного либо республиканского масштаба.
Не забывает о своих обязанностях и ревизионная комиссия, которая занимается финансовой составляющей организации: сколько поступает средств и куда они используются. К тому же эта комиссия следит за соблюдением устава общины.
Все средства, поступающие в распоряжения общины, — это благотворительная помощь организации от местного населения. Но и индивидуальные предприниматели, и хозяйства тоже жертвуют деньги, продукты или даже «живой продукт» для молений. За такую финансовую помощь Ефим Михайлович особенно благодарит предпринимателей А.Ф. Еменгулова, А.С. Булыгина, Л.В. Бурдакову, В.А. Прозорову. Отдельную благодарность он хочет выразить председателю СПК колхоз «У Илыш» И.Н. Баранову.

Наследие

«Прародительницей» «Марий кумалтыш» является организация «Ош марий чимарий», существовавшая ранее. В некоторых районах это название местные общины до сих пор сохранили. Возглавлял предшественницу Верховный карт Советского района и республики С.А.Милютин. Проводить моления в районе он начал еще в советское время, благо, не запрещали.
К традиционной религии Степан Андреевич привлекал и своих сыновей: Анатолий и Герман с 10-летнего возраста бывали на молениях и знали все тонкости религии, поэтому после смерти отца уверенно продолжили его дело. Но, как признался Герман Степанович, о должности главного карта Советского района он тогда вовсе не помышлял. Все обряды МТР он знал хорошо, а вот молитвы для него были слишком сложными для запоминания.
Да и сам отец Степан Андреевич готовил на свое место другого человека — Ю.К. Булыгина из деревни Пибахтино, которому передавал свои знания и учил вести моления. И после 13-лет работы Степана Андреевича в должности главного карта именно Юрий Кондратьевич возглавил общину района. 10 лет он пробыл на этом посту и тоже ушел из жизни. А уже после него, в 2006 г., основным служителем марийской традиционной религии в районе стал Герман Степанович.
Как признался Герман Степанович, к этому его подтолкнуло одно интересное сновидение. Во сне мужчина увидел себя одетым в белую рубашку и галстук. А потом на него надели китель то ли военного, то ли полицейского со словами: «Теперь ты у нас будешь служить». Таким образом, как считает Герман Степанович, Бог (Юмо) призвал его служить себе.
Сейчас Герман Степанович уже имеет солидный стаж и большой «багаж знаний» в качестве главного карта нашего района. Без него не обходятся не только районные моления, но и республиканские, и Всемарийские, где мужчине доверяют «заведовать» кострищем. Герман Степанович также держит тесную связь с Верховным картом Марий Эл А.И. Таныгиным, часто советуется с ним.

Место встречи — роща

Как уже говорилось, основной задачей общины «Марий кумалтыш» является проведение молений в священных рощах, которых, кстати, в районе официально зарегистрировано 72. Моления подразделяются на несколько видов: семейные (родовые), деревенские, районные, республиканские и Всемарийские. Семейные обычно не афишируются и проводятся одной семьей. Остальные же виды молений гораздо большего масштаба. Проводятся через несколько ворот (?), возле которых в качестве подношений Богу ложится пшеничная или ячневая крупа, хлеб и соль. Возле каждого костра через картов люди обращаются к Юмо за помощью и благословением. А в качестве «подношения» Богу используются гуси, утки, иногда барашки и еще реже — бычки и телята. Их приносят в жертву в зависимости от окраса шерсти и от того, что человек просит.
Перед молениями обязательно нужно постирать одежду и помыться в бане. Далее испечь хлеб и блины, подготовить соль, квас, свечки, чистое полотенце, серебряные монеты или бумажные деньги и веревку для жертвенного животного. В самой роще во время молений строго запрещается ругаться, проносить и распивать алкогольные напитки, держать в голове плохие мысли, кричать, выходить из нее, ломать ветки деревьев, рвать траву, вставать перед картом, снимать его на видео или фотографировать. Нельзя также оставлять после себя в роще мусор. Его нужно сжечь в костре. Всю посуду необходимо помыть здесь же и вылить на место кострища. Принесенную домой жертвенную пищу нельзя давать кошкам и собакам.
Моления проводятся несколько раз в году: весной («Агавайрем»), а также летом и осенью по завершению сельскохозяйственных работ. Во время «Агавайрема» сторонники МТР собираются маленькой группой с хлебом и крашеными яйцами в небольшой березовой роще, где просят у Юмо богатого урожая. Жертва при этом не приносится.
Летом проходят «Тиште Кумалтыш» («Моление трех деревень») и «Вÿд ава кумалтыш» («Моления богине воды»). Осенью же вплоть до самого ноября проводятся «более серьезные» моления, которые описывались выше.
По завершении всех молений, с 19 по 26 декабря, марийцам рекомендуется соблюдать пост (на марийском – «пÿтö»), во время которого нельзя есть мясо и другие продукты животного происхождения.
На моления МТР может прийти каждый, кто пожелает. Бывали случаи, что на них присутствовали не только русские и люди из других регионов России, но и иностранцы, хотя в основном это были западные журналисты. Чем вызван такой интерес к ним? МТР – древняя и единственная в мире сохранившаяся до нашего времени религия, предметом поклонения которой является сама природа и ее явления.
Сторонники МТР молятся не лично для себя, а ради будущего марийского народа и всего мира. Результат таких молений нельзя увидеть сегодня или завтра, их эффект проявляется через поколения. Карты просят у Юмо благополучия и процветания для своих детей и внуков.
Кроме молений община «Марий кумалтыш» проводит мероприятия почтения памяти своих предков, отмечает День марийского национального героя (26 апреля) поездкой к горе Чумбылат, захоронениям Акпатра и Болтуша.
У Ефима Виногорова есть также задумка проводить со школьниками факультативные занятия по марийской культуре и МТР хотя бы раз в месяц.

Владимир Виногоров

Кидшер