Рецензия на фильм «Викинг»

Год российского кино подошел к концу и последней картиной уходящего и одновременно первой картиной 2017 года для меня стал отечественный Викинг. Признаюсь, ожидания были большими. Уже первые трейлеры демонстрировали уровень и постановку не хуже, чем у Игры престолов, а главный герой истории — не кто иной, как сам князь Владимир, креститель Руси. Интерес подогревало даже то, что в праздники на сеанс Викинга было очень тяжело попасть — билеты раскупались как горячие пирожки, а в залах не было свободных мест. Неплохая рекламная кампания зацепила нашего зрителя, заставив его избрать в каникулы исторический эпос отечественного производства.


Дата премьеры: 29 декабря 2016 г. (Россия)
Режиссер: Андрей Кравчук
Оператор: Игорь Гринякин
Композитор: Дин Валентайн
Сценарий: Андрей Кравчук, Андрей Рубанов
Актерский состав: Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Максим Суханов, Йоаким Наттерквист, Игорь Петренко


История Викинга переносит нас в те дремучие времена, когда Русь еще была разобщена, а между тремя братьями, сыновьями Святослава — Ярополком (Александр Устюгов), Олегом (Кирилл Плетнев) и Владимиром (Данила Козловский) сохранялась вражда за территории. Рассказ ведется от лица варяга Свенельда (Максим Суханов), который, судя историческим сведениям, служил еще княгине Ольге, а после известных событий присягнувший Владимиру, являющемуся по сути бастардом — сыном князя от простой служанки. На этом спорном моменте и строится основной конфликт истории. Владимир берется доказывать свое право на киевские земли перед Ярополком, убившим Олега, заручившись поддержкой северных варягов. На уроках истории нам внушали, что Владимир был в чести у викингов, они бились с ним плечом к плечу, и от части в фильме так и происходит, однако суровая действительность такова, что варяги — это корыстные наемники, которые и пальцем не пошевелят без платы, и вот тут весь романтический образ суровых северных воинов разваливается на части, оголяя подловатую суть самых обычных пиратов. Если так подумать, то вероятно в прошлом все так и было и от этого становится немного грустно.
Рецензия на фильм «Викинг»Владимир доказывает свое право на Киев, параллельно пытаясь защитить его от бесчинствующих печенегов. Это не однозначный герой, которым мы привыкли воспринимать Владимира. Это в первую очередь запутавшийся в себе человек, который стремится доказать, что он чего-то достоин, найти внутреннюю гармонию. Это прекрасно показано через линию веры, которая красной нитью тянется сквозь сюжет. Владимир готов приносить жертвы языческим богам ради победы и процветания своего народа, пока не осознает, что с каждой каплей пролитой крови он становится убийцей. Его восприятие веры мы видим через двух женщин — Рогнеду (Александра Бортич) и Ирину (Светлана Ходченкова). Рогнеда — молодая импульсивная дочь полоцкого князя Рогволода, чья гордыня и характер привели к трагическим последствиям для её семьи. Унизив Владимира упоминанием его неблагородного происхождения, она поплатилась за это — Владимир изнасиловал её на глазах ее семьи, после чего в угаре от варяжской настойки убил её родителей. В Повести временных лет упоминается, что Владимир убил Рогволода и двух братьев Рогнеды, но в фильме два брата превратились в одного, которого князь все же пощадил. Рогнеда — взбалмошная девчонка, слепо идущая за любым богом, жрецы которого обещают благо. Её полной противоположностью предстает Ирина — византийская монахиня и жена Ярополка, которую Владимир взял себе в наложницы. Через неё он проникается христианской верой и находит в ней отдушину для своей метущейся души. Мы видим, как меняется к финалу Владимир, превращаясь из дикого варяга в глубоко духовного и мудрого правителя.
Конечно, фильм скрасил многие моменты, которые в Повести временных лет сегодня выглядели бы грубо. Но подобного рода фильмы редко соблюдают историческую достоверность, хотя и надо отдать Викингу должное — он достаточно точно описывает жизнь Владимира и его приход к христианству.
Впрочем, отсюда для меня вытекают две проблемы фильма. Два с половиной часа меня не покидало ощущение, что я смотрю хорошо и дорого поставленную иллюстрацию к учебнику истории. Сюжету фильма не хватает какой-то художественной целостности — он словно состоит из фрагментов-параграфов: п.1 Смерть Олега, п.2 Вражда братьев, п.3 Захват Полоцка и так далее. Временами мне становилось скучно, не смотря на обилие батальных сцен. А еще меня не покидало ощущение, что создатели фильма до конца не поняли, что же они хотят снять — исторически достоверный эпос о Владимире или историю крещения Руси. Для меня два этих сюжетных мотива так и не смогли слиться в рамках одной истории. Но все это конечно субъективные придирки. Если оценивать фильм объективно, то наши киноделы проделали колоссальную работу. Все, начиная от локаций и заканчивая костюмами выглядит превосходно. Описываемое время показано достаточно реалистично — грязь, кровь и сомнительная мораль. Здесь нет однозначно хороших и плохих персонажей, кроме разве что Ирины. Но персонаж Ирины нужен как раз для того, чтобы подчеркнуть «серость» Владимира и подтолкнуть его на истинный путь.
Актеры прекрасно справились со своими ролями. Владимир Козловского — это дерзкий молодой воин, стремящийся доказать всем и вся, что он чего-то стоит, пусть даже из-за этого случится кровопролитие. Когда он бьет себя в грудь и призывает следовать за ним, это вызывает мурашки, когда он исповедуется в церкви — ощущается его боль. Данила в очередной раз показал, что носит звание любимого народом актера не зря. Александра Бортич, не смотря на еще довольно юный возраст, показала так же впечатляющий результат — её Рогнеда — метущаяся молодая душа, все проблемы которой от неё самой. Светлана Ходченкова тоже достоверно вжилась в роль Ирины, ставшей для Владимира путеводной звездой новой для него веры.
Не стоит ждать от Викинга точного следования историческим фактам. Это в первую очередь художественное кино, детально проработанное и масштабное. Такое в России снимают не часто, поэтому его однозначно стоит оценить в кинотеатре. А еще оно пробуждает интерес к нашей истории и после просмотра хочется освежить в памяти то, что проходил о Руси в 6 классе.

Сергей Прудников

Кидшер