О стереотипах и шаблонном мышлении

Недавно увидела в соцсетях запись примерно такого содержания (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл передан верно): «Я думал, что все инвалиды такие хорошие добрые люди, а оказывается это не так!». Само собой, меня заинтересовала ситуация, я пошла разбираться. Выяснилось, что автора поста недавно уволил с работы его начальник-колясочник. Да, так бывает, иногда и люди в колясках занимают руководящие должности на предприятиях. За что уволили, я спрашивать не стала, меня интересовало другое. В последнее время все больше поражаюсь, насколько шаблонным может быть наше мышление в повседневной жизни. Мы навешиваем ярлыки не только на каждого человека, но и на целые сообщества. Ведь так гораздо проще и удобнее жить. Не надо думать всякий раз, когда сталкиваешься с человеком из той или иной социальной группы. Очень удобно: домохозяйки – любят сериалы, мужчина с татуировками – непременно бывший заключенный,  человек в инвалидной коляске – бедный, несчастный, малограмотный страдалец, вынужденный вести ежедневную борьбу за существование.
Спору нет, иногда эти шаблоны весьма наглядно подтверждаются, а от того еще больше укореняются в нашем сознании. Вдруг мы сталкиваемся с кем-то, кто совершенно не вписывается в заданные рамки.  Большинство из нас к такому не готово. Как же так! Как эти люди посмели не соответствовать нашим ожиданиям, вести себя иначе? Почему домохозяйка вдруг вообще не смотри телевизор, зато на досуге перечитывает Бродского и собирает марки? Как такое может быть, что татуированный сосед оказывается заботливым отцом семейства без единого нарекания со стороны правоохранительных органов? С чего это вдруг инвалид начинает работать – да еще и на руководящей должности – и смеет отчитывать подчиненных за «косяки»? Ой, люди добрые, спасите, у меня тут привычные и любимые шаблоны сломались.
А ведь все просто. Кто задает рамки? Мы! Так почему же окружающие нас люди должны соответствовать НАШИМ стереотипам? У них, небось, собственная воля и разум имеются. Как говорится, ваши представления обо мне – это ваше право, мое право – им не соответствовать.
По-моему, лучше всего о стереотипах недавно рассказала одна моя подруга – Елена Бычкова. Она живет в Новокузнецке, занимается графическим дизайном и общественной деятельностью, участвует в нескольких волонтерских проектах своего города. И мало кому придет в голову, что с таким диагнозом, как у Лены, ее не должно было быть на этом свете уже лет 25. Тот самый пример, когда человек вовсе не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям. В том числе и медицинским.
Мне понравилось то, что Лена недавно рассказывала о стереотипах на одной благотворительной встрече. Это настолько иллюстративно, что не могу с вами не поделиться, потому что каждый из нас, людей, живущих в колясках, хотя бы раз сталкивался с чем-то подобным.
Лена никогда себя не считала не такой, как все. Просто в ее жизни существуют некоторые особенности. Это так же, как есть люди с голубыми глазами, а есть с зелеными. Так и героиня нашей сегодняшней статьи –  просто передвигается на коляске. Наверное, в таком отношении к жизни есть немалая заслуга родителей. Прежде всего, мамы, которая всегда в детстве говорила: «Ты такая же, как и все, и спрос с тебя такой же, как и с обычного человека».
— На меня ворчали родители, если я приходила поздно с улицы, — делится воспоминаниями Лена. – Мне говорили «Позор, Лена Бычкова!», если я получала тройку. Да и проблемы у меня были как у обычных людей: поиграть с друзьями в вышибалы во дворе, мальчик любит другую, научить подруг курить и другие «трагедии» подросткового периода. Я была на домашнем обучении, но раз или два раза в месяц я ходила в школу на занятия к своему классу. Я сама в 11 лет звонила завучу и договаривалась, чтобы все уроки перенесли на первый этаж. И всё отлично складывалось. Когда я пришла в первый раз в свой класс меня посадили к мальчику, и он с выпученными глазами мне сказал: «И ты будешь с нами учиться?» Я была еще толстощеким хомяком с косами и гордо ему ответила: «Я уже давно с вами учусь!». Впоследствии мы с ним стали лучшими друзьями.
С шаблонами и ярлыками мы сталкиваемся буквально ежедневно. Когда соседи Лены (как, наверное, и большинство наших с вами соседей) видят ее стоящую около подъезда, всегда говорят: «Погулять вышла? Ну, подыши, сегодня хорошая погода!». При этом совершенно неважно, откуда она только что приехала и каким образом складывается ее жизнь. Люди реально думают, что человек постоянно сидит дома и самой большой радостью в жизни для него является постоять у подъезда!
— Стереотипы многогранны и многослойны, — рассказывает моя подруга. –  И если пойти у них на поводу, то рано или поздно окажешься просто загнанным в угол. Поэтому бороться со стереотипами можно только одним способом – ломая их! Бытует, например, необоснованное мнение, что людям, которые передвигаются на коляске, да и вообще имеют инвалидность, нельзя заниматься сексом. Реально, иногда почти шепотом какие-нибудь особо любопытные новые знакомые спрашивают: «А тебе нельзя же, да?». В некоторых бутиках за мной неустанно наблюдает охранник. В его голове всё просто. Инвалид, значит нищий, значит, может что-то спереть. У всех глаза округляются, когда набираешь покупок на приличный чек. А еще есть история про то, как периодически на улице мне давали деньги. И люди искренне не понимают, как мне может быть не нужна их мелочь. Одна девушка, из очень большой и дорогой машины поняв, что я ничего не возьму, сунула деньги в руку моей подруге и уехала. И вот стоишь в этот момент и думаешь: «Может, я плохо выгляжу, оделась плохо?» А потом вспоминаешь: «Вот дура! Губы то не накрасила!». Люди смотрят на меня, люди тыкают пальцем, и я настолько к этому привыкла, что этого порой уже не хватает. В ответ я улыбаюсь, подмигиваю детям. Следовательно, у меня нет другого выхода, как выглядеть хорошо всегда. У меня нет возможности серой мышкой сбегать за хлебом, потому что моя коляска привлечет к себе взгляды. И, признаюсь вам честно, у меня есть один комплекс… Я не могу себе позволить выглядеть безобразно. Это  выше моих сил.

Ольга Ребко

Кидшер