Рецензия на фильм «Красавица и чудовище»

Сегодня переосмыслением классических сказочных мотивов уже мало кого удивишь. Каждый год выходят новые версии знакомых с детства историй, и не все из них получаются достойными оригинала. Студия Дисней в этом вопросе активнее всех. Не так давно мы увидели переосмысление Спящей красавицы, где центральной фигурой стала ведьма Малифисента, а в прошлом году на экраны вышел буквально покадровый ремейк Книги джунглей. И пока еще ни одна обновленная версия не встала даже близко к оригиналу. При том, что даже сам оригинал является всего лишь мультипликационной адаптацией той или иной истории.


Дата премьеры: 16 марта 2017 г. (Россия)
Режиссер: Билл Кондон
Композитор: Алан Менкен
Художник по костюмам: Жаклин Дюрран
Актерский состав: Эмма Уотсон (Белль), Дэн Стивенс (Кайл Кингсон), Люк Эванс (Гастон),  Джош Гад (Лефу), Иэн Маккеллен (Когсворт).

В 2017 году Дисней вновь решили ударить по зрителю обновленной версией старой сказки и выпустили Красавицу и чудовище, ремейк своего же собственного мультфильма, который в свою очередь является экранизацией сказки Жанны-Мари Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сюжет данной истории, я думаю, всем знаком с малых лет, но напомню, что главной героиней истории является девушка Белль (Эмма Уотсон), любознательная любительница книг и приключений, которую в родном городе считают странной и сторонятся. Белль живет с отцом Морисом (Кевин Кляйн), чудаковатым механиком и торговцем, который во время одной из своих поездок оказывается в зачарованном замке, все обитатели которого превратились в живые предметы, а хозяин замка, бывший некогда высокомерным принцем (Дэн Стивенс), стал страшным косматым Чудовищем. Спасая отца из плена Чудовища, Белль оказывается сама в заточении, но постепенно, узнавая поближе хозяина замка, проникается к нему симпатией. Но Белль не знает, что у всех обитателей замка время на исходе, и совсем скоро каждый из них навеки останется той или иной вещью. Только любовь может снять заклятие, но очень сложно полюбить кого-то, кто выглядит как монстр.


Новая экранизация Красавицы и чудовища Билла Кондона является буквальным ремейком анимации 1991 года. В истории присутствуют все те же персонажи, что были в мультфильме: задорный подсвечник Люмьер, которого в фильме Кондона озвучивает и частично играет Юэн МакГрегор, сварливые часы Когсворт (Йен МакКеллен), чайный сервиз миссис Поттс и Чип (Эмма Томпсон и Нэйтан Мак). Но, на мой взгляд, то, что прекрасно работает в мультфильме очень плохо адаптируется для кино. Даже делая скидку на жанр истории, живые предметы смотрятся несколько странно. В некоторых сценах от количества компьютерной графики просто рябит в глазах, да и общий помпезный стиль картины временами утомляет. К тому же, картина Кондона эксплуатирует все те же песни, что были в оригинальном мультфильме (и даже несколько новых, которые ранее не звучали), а потому кажется, что все два часа экранного времени герои только и делают, что поют. С одной стороны, для мюзикла это нормально, с другой — песен могло быть и поменьше или музыкальные сцены покороче, потому как дети в зале откровенно зевали, а ведь картина рассчитана в большей мере на младшую аудиторию.
Да, по поводу возрастного рейтинга. Незадолго до премьеры фильм успел обрасти скандальной славой, дескать это первый фильм студии Дисней, в котором заявлен персонаж нетрадиционной ориентации. Речь идет о помощнике главного антагониста истории Гастона (Люк Эванс) — балагуре Лефу (Джош Гад). В связи с этим отечественные прокатчики присвоили сказке рейтинг 16+, посчитав сей позорный факт оскорбительным для традиционных семейных ценностей, пропагандируемых в нашей стране. На деле, ЛГБТ-мотивы в истории фактически не заметны и обыграны так тонко, что, если не зацикливаться на этом вопросе, легко можно все пропустить. Забавно, но именно Лефу получился самым объемным и интересным персонажем истории, заметно выделяющимся на фоне прочих картонных героев. Да, увы, но героям сказки не хватило некоторой глубины, ведь, как я уже сказал ранее, то, что работает в анимации, не работает в кино. Герои фильма словно перенесены прямо из мультфильма, но при этом совершенно не реалистичны. И если Белль хоть немного интригует своим статусом городского отщепенца, то все прочие живут в рамках прописанного образа. Не стану спорить, у Люка Эванса получился отличный Гастон — высокомерный нарцисс с манией величия, но образ этот чересчур карикатурный и мультяшный, а от того неубедительный. Та же проблема постигла и Чудовище, которого изначально демонстрируют как высокомерного прожигателя жизни и тусовщика, а потом пытаются преподнести как нежную и ранимую душу и тайного книголюба. Снова неубедительно. Хотя за старание подарить главным героям предыстории сценаристам плюсик. Здесь развитие отношений Белль и Чудовища показано куда более грамотно, чем во французской версии 2014 года, где Белль влюбилась в Чудовище не смотря на то, что пять минут назад его люто ненавидела. Но и Эмма Уотсон не Леа Сейду. Роль Белль для Эммы, кажется, близка и понятна, она очень гармонично смотрится в образе и фактически идентична мультипликационной Белль.
Может показаться, что я ругаю Красавицу и чудовище Билла Кондона или придираюсь к ней, но нет. Я считаю, историю достойным ремейком классического диснеевского мультфильма, лишенным той душевности. которая присутствовала в оригинале, но содержащим достаточно волшебства, чтобы сгладить все углы. В конце концов, из всех современных переосмыслений старых сказок, Красавица и чудовище наиболее традиционна, и уже за это её хочется похвалить.

Кидшер