Рецензия на фильм «Живое»

Уж сколько раз мы видели триллеры и хорроры на тему выживания человека в открытом космосе или в условиях контакта с внеземной жизнью. Кажется, что Риддли Скотт своим Чужим поставил жирную точку и добавить что-то еще в историю трудно. Но периодически возникают приятные исключения, которые, может, и не встряхивают жанр, но придают некое новое очарование старым мотивам. Так, пару лет назад Гравитация держала зрителя в напряжении, показав, что открытый космос куда более жуткая вещь, нежели какой-нибудь инопланетянин, а в этом году Дэниель Эспиноза решил напомнить, что если в космосе человек окажется не единственной формой жизни, то выживание в таких условиях — дело очень непростое.


Дата премьеры: 23 марта 2017 г. (Россия)
Режиссер: Даниэль Эспиноса
Кинокомпания: Skydance Media
Композитор: Джон Экстранд
Продюсеры: Дэвид Эллисон, Бонни Кертис, Дана Голдберг, Джули Линн
Актерский состав: Райан Рейнольдс, Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Хироюки Санада, Эрион Бакаре

Сюжет Живого переносит нас в недалекое будущее, на Международную космическую станцию, где экипаж получает пробы грунта с Марса и обнаруживает загадочный микроорганизм, являющийся доказательством существования внеземной жизни. Организм называют Кельвином, он начинает стремительно развиваться, а ученые празднуют свое открытие. Но радость быстро сменяется ужасом, когда Кельвин сбегает из лаборатории. Астронавты оказываются в безвыходной ситуации, запертые на изолированной космической станции в обществе неизвестного существа, стремящегося во что бы то ни стало выжить. И для этого ему необходимо оказаться на Земле…
Живое снят по всем канонам жанра: космический корабль, разношерстная команда и чудовище, которое одного за другим истребляет людей, осмелившихся встать у него на пути. Казалось бы, смотреть на это в сотый раз — удовольствие малоприятное. Но Живое — тот случай, когда повторение пройденного, а также переосмысление старых мотивов, только на руку сюжету. Перед нами крепкая научная фантастика, в распоряжении которой знакомый сюжет, великолепный актерский состав и максимальная реалистичность. Пожалуй, именно реализм — главное достоинство Живого. МКС — это не какой-то абстрактный фантастический корабль, механику которого мы не знаем, это настоящая космическая станция, слегка видоизмененная в деталях под стать описываемому времени. Декораторы постарались на славу, создав достаточно правдоподобную модель МКС, ставшую своеобразным седьмым членом экипажа. Узкие проходы и тесные модули станции кажутся самыми неподходящими для игры в кошки-мышки с инопланетным монстром, и это делает МКС идеальным орудием нагнетания страха и клаустрофобии.


Экипаж МКС как на подбор звезды первой величины: Джейк Джилленхол (медик Дэвид Джордан), Ребекка Фергюссон (вирусолог Миранда Норс), Райан Рейнолдс (механик Рори Адамс), Хироюки Санада (связист Шоу Кендо), Эрион Бакаре (ксенобиолог Хью Дерри) и Ольга Дыховичная (капитан Екатерина Головкина). Примечательно то, что в этот раз Голливуд сделал поклон в сторону России, поставив на должность капитана МКС нашего соотечественника, к тому же женщину. Ольга Дыховичная, уроженка Минска, нынче проживающая в Москве, гармонично вписалась в голливудский каст, и даже в чем-то выделилась. Нет, серьезно, это первый голливудский фильм на моей памяти, где русский в кадре — не бандит, не мерзавец, да еще и самый адекватный из всех. Тогда, когда другие герои ведут себя неразумно, именно капитан Головкина сохраняет холодную голову и действует по инструкциям. Ну и комплимент российской космической программе мы тоже оценили. Это было приятно. Райан Рейнолдс играет в кадре самого себя, словно это все тот же балагур-Дэдпул, который за словом в карман не полезет, и, тем контрастнее выглядит жутковатая первая встреча Рори Адамса и Кельвина. Вообще, рассказывать о каждом члене экипажа не вижу смысла — они раскрыты ровно на столько, на сколько требовалось, чтобы зритель начал воспринимать их как живых людей. У каждого из них есть своя цель и причина, по которой они оказались на МКС. Конечно, для меня несколько диковато то, что на борту оказался инвалид с парализованными ногами, но я готов принять этот факт, как и то, что другого талантливого и здорового ксенобиолога просто не нашлось. Так или иначе, но команда получилась разношерстной и не скучной, они почти не делают глупости, столкнувшись с инопланетной угрозой, стараясь обезопасить себя так, чтобы по ходу дела не угробить кого-то еще, как это было прекрасно продемонстрировано в Прометее. И это тоже большой плюс фильма — сценаристы оставили за бортом типичные нелепости, которыми грешат герои фильмов подобного жанра, от чего за выживанием людей в открытом космосе действительно интересно смотреть.

То, что создатели Живого вдохновлялись Чужим — не тайна. Шипастый хвост ксеноморфа буквально торчит из каждой сцены, но при этом картина не выглядит пародией или попыткой нажиться на знакомых мотивах. Да и Кельвин сильно отличается от ксеноморфа. Если последний был хладнокровным хищником, убивающим ради забавы, то Кельвин — полу-разумная форма жизни, намеренная любой ценой выжить. И выживание у неё получается просто превосходно. Да и внешний вид пришельца не вызывает каких-то ассоциаций и параллелей. Он в меру оригинален и практичен.
Живое — не идеальный фильм, у него есть свои недостатки, но они не критичные и на них смело можно закрыть глаза, ведь достоинства фильма в разы важнее. А великолепный и очень правильный для истории подобного жанра финал и вовсе заставляет простить какие-то просчеты картины и петь ей дифирамбы. Очень нечасто нас радуют такими финалами, а зря… Словом, всем поклонникам качественной научной фантастики и ужасов на тему пришельцев, определенно стоит оценить «Живое».

Кидшер