Рецензия на фильм «Меч короля Артура»

Кто не знает благородного короля Артура и рыцарей круглого стола? Мудрого волшебника Мерлина, коварную фею Моргану, прекрасную Гвиневру и знаменитый Экскалибур?
Старыми добрыми английскими легендами зачитывался, пожалуй, каждый мальчишка. Они учили благородству, преданности, верности долгу — всем тем качествам, которые никогда не потеряют актуальности.

Дата премьеры: 11 мая 2017 г. (Россия)
Режиссер: Гай Ричи
Монтажёр: Джеймс Херберт
Оператор: Джон Мэтисон
Композитор: Дэниел Пембертон
Актерский состав: Чарли Ханнэм (King Arthur), Джуд Лоу (Вортигерн) Астрид Берже‑Фрисби (The Mage),

Эрик Бана (Утер Пендрагон), Джимон Хонсу (Sir Bedivere).

Король Артур и все, что с ним связано — один из любимых мотивов в Голливуде. Не счесть фильмов, мультфильмов и игр, которые бы затрагивали легенды старой Англии. Редко, когда эти истории отходили слишком далеко от канона, показывая зрителю всегда исключительно положительного героя, бросающего вызов тьме и силам зла.
Когда за новую экранизацию легенды об Артуре взялся знаменитый британский режиссер Гай Ричи, многие его поклонники замерли в предвкушении. Как человек, за плечами которого Большой куш, Карты, деньги, два ствола и дилогия о Шерлоке Холмсе, справится с английский эпосом о герое, любимом многими с детства, а главное, как фирменная хулиганская стилистика Ричи скажется на материале?
Как оказалось, быть истинным англичанином мало для того, чтобы снять достойную экранизацию по мотивам английских легенд. Зато вот смачно плюнуть на истории и сказания — запросто!

Артур (Чарли Хэннем) в интерпретации Гая Ричи — выросший в публичном доме предприимчивый рэкетир, наследник короля Утера Пендрагона (Эрик Бана), которого вероломно убил собственный брат Вортигерн (Джуд Лоу). Маленький Артур рос в неведении о своем высоком происхождении, сколотил банду и был доволен жизнью, пока однажды со дна морского не поднялся таинственный меч в камне, который, как гласит легенда, сможет вытащить только истинный король Англии. Подобное чудо встревожило узурпатора Вортигерна, фанатично жаждущего власти и могущества. Он намерен отыскать наследника Утера и убить его, укрепив собственную власть. И когда Артур на глазах простого народа вытаскивает меч, ни у кого не остается сомнений в правдивости легенды. Артуру придется научиться быть королем и с мечом в руках отстоять свое право на трон, пока заключивший сделку с темными силами Вортигерн не погрузил Англию в хаос и разруху.
Первое за что хочется отругать сценаристов — абсолютное незнание эпохи и легенд, по мотивам которых они пишут историю. Сюжет позаимствовал несколько имен и общую концепцию и наплел вокруг них такую отсебятину, что диву даешься. И если гигантским слонам и афроамериканцам уже как-то не удивляешься в виду тотальной политкорректности на всех фронтах, то история происхождения и жизни Артура по Гаю Ричи вызывает, мягко говоря, недоумение. Зачем было делать из благородного героя и рыцаря обыкновенного мелкого проходимца и быдло — в голове не укладывается. Но Артур здесь дерется в уличных боях (привет, Шерлок!), «крышует» местных жриц любви и подмазан к королевской гвардии. И этот тип должен стать королем целой страны!..
Второе, что бросается в глаза — провисание сюжета в тех местах, которые касаются магии и устройства мира. Вот честно, без магии фильм выглядел бы пусть и менее зрелищным, но куда более стройным и внятным. Нам с первых вступительных титров рассказывают о том, что существует раса магов, которые жили с людьми в мире, но после козней мага Мордреда (Роб Найтон) мир между ними пошатнулся. А дальше… ничего. Вся эта интрига вокруг магов не получает должного развития в сюжете. С Артуром весь фильм таскается какая-то мадам, имя которой мы так и не узнаем, но все зовут ее просто Маг (Астрид Берже-Фрисби). Эта самая мадам Маг толкает абстрактные речи о судьбе и предназначении, ссылается на Мерлина, которого в фильме так же нет, показывает несколько фокусов в духе Куклачева, да и все на этом. Какого-то грандиозного открытия присутствие этого персонажа не дало, да и других магов, кроме упомянутого Мордреда, да самоучки-Вортигерна, мы так и не встретим за весь фильм. Рогатое нечто на стероидах, в которое превращается время от времени Вортигерн, так же не получает объяснения, а под конец зритель оказывается слишком уставшим от всей происходящей на экране вакханалии бреда и абсурда, чтобы задумываться еще и о таких мелочах.
От Гая Ричи в фильме общий хулиганский стиль и несколько остроумных диалогов, но стремительный параллельный монтаж, который здорово обыгрывался в Шерлоке Холмсе или Агентах А.Н.К.Л., здесь сбивает внимание и отвлекает. Трехминутная сцена взросления Артура так и подавно к финалу способна вызвать приступ эпилепсии.
Из плюсов картины мог бы обозначить великолепный визуальный ряд и исполнителей главных ролей. Спецэффекты в фильме не идеальные, но выглядят стильно и оригинально. От русалок-кальмаров до гигантских мастодонтов — фауна Меча короля Артура разнообразна и колоритна. Грамотно обработанный визуальный ряд, приглушенные цвета, придают картинке своеобразную замутненность и монохромность.
Что же касается Чарли Хэннема — то он мог бы стать идеальным королем Артуром, не изуродуй персонажа сценаристы. Артур Хэннема — четкий пацан с района, вступивший в разборки с другим таким же четким пацаном, по совместительству собственным дядей. А у каждого четкого пацана должна быть своя банда. Вот и у Артура такая колоритная банда набралась — из фригидной ведьмы, афро-рыцаря, китайского кунг-фу жулика, Мизинца прямиком из Вестероса (да, Эйден Гиллен, мы тебя узнали) и разного прочего сброда, о которых и легенд-то не слагали. При этом Хэннем умудряется выделяться собственной харизмой, которой ему не занимать. А уж Джуду Лоу играть мерзавцев сами боги кинематографа велели — слишком этот аристократичный британец хорошо хмурит брови и смотрит свысока. На самом деле, только Хэннем и Лоу кое-как спасают картину от участи кошмарного фиаско.

К финалу кажется, что создатели фильма и сами поняли какую ересь наворотили и попытались привести сюжет к канону — тут и рыцари, и стол круглый, и король с мечом, только вот что-то не работают все эти элементы в общей связке. Слишком невнятным получилось кино, не определившееся со своей целевой аудиторией: для фэнтези — слишком много штампов и заезженных ходов, для хулиганской комедии в духе Гая Ричи — мало юмора и интересных героев.
Уж лучше, мистер Ричи, снимайте третьего Шерлока, всяко вернее будет.

Кидшер