Рецензия на фильм «Тор: Рагнарёк»

Киновселенной «Марвел» скоро исполнится 10 лет, за это время вышло бессчетное количество фильмов о супергероях той или иной степени известности. Так, именно фильмы киновселенной вдохнули новую жизнь и вернули популярность таким героям, как «Железный человек» и «Тор», всегда находившимся в тени более известных «Человека-паука» или «Капитана Америка». За 10 лет студия «Марвел» зарекомендовала себя, как исправно работающий конвеер супергероики — каждый новый фильм в той или иной мере приобретал популярность и любовь зрителей, не смотря на то, что формула блокбастера всегда была довольно проста и проверена. Однако, с недавних пор «Марвел» решили играть с жанрами и нанимать малоизвестных режиссеров с оригинальным видением, чтобы те привносили в разрастающуюся киновселенную новизну. Что получилось? Вышел один из лучших — если не лучший — фильм второй фазы «Первый мститель: Другая война», снятый братьями Руссо. Картина выбивалась из общего ряда супергероики «Марвел» своей серьезностью, после чего Руссо доверили «Противостояние» и съемки «Войны бесконечности», которая ожидает нас в 2018 году.

Жанр: Фантастика, боевик
Страна: США
Год: 2017
Режиссер: Тайка Вайтити
В ролях: Крис Хемсворт, Том Хиддлстон, Энтони Хопкинс, Идрис Эльба, Кейт Бланшетт, Тесса Томпсон, Джефф Голдблюм, Карл Урбан, Марк Руффало, Джейми Александер
В прокате: со Длительность: 131 мин. / 02:11

Однако, в последние два года у студии «Марвел» прослеживается закономерная тенденция — избавляться от серьезности в угоду семейным рейтингам, превращая свои фильмы в потешные развеселые почти-мультфильмы. Первой ласточкой стали «Стражи галактики», которые в виду своей новизны, стали настоящим хитом, но когда вторая часть пошла по проторенному пути, стало по-настоящему тревожно.

К чему я веду все эти пространные рассуждения? А к тому, что третий Тор, на мой взгляд, пробил то самое дно, которого я опасался, что фильмы «Марвел» достигнут. Но, обо всем по порядку…

События «Рагнарека» разворачиваются незадолго после Эры Альтрона. Ведомый видениями страшного будущего, Тор (Крис Хэмсворт) путешествует по девяти мирам, чтобы узнать больше о Камнях бесконечности. Однако, вскоре узнает, что трон Асгарда занимает самозванец — его сводный брат Локи (Том Хиддлстон), правление которого привело к катастрофе: на волю освободилась богиня смерти Хэла (Кейт Бланшет), намеревающаяся вернуть себе власть над Асгардом, а заодно и всей вселенной. В попытке остановить Хэлу, Тор лишается своего молота и оказывается изгнан на далекую планету Сакаар, где становится участником гладиаторских боев местного правителя Грандмастера (Джефф Голдблюм) против местного чемпиона — невероятного Халка (Марк Руфалло). Чтобы вырваться с Сакаара, вернуться домой и одолеть Хэлу, Тору придется сколотить свой ударный отряд «Отомстителей» из Локи, Халка и пьяницы-Валькирии (Тесса Томпсон).

В одном интервью, как кто-то из боссов «Марвел» заявил, что тональность космической части киновселенной будет комедийной, в лучших традициях «Стражей галактики. И знаете, после этих слов мне стало страшно. Ведь «Стражи галактики — довольно примитивное и незрелое кино с юмором уровня детского сада, которое, однако, воспринимается легко просто потому что само к себе несерьезно относится. Но как быть, если такой вектор будет у третьих «Мстителей»? Эпичные разборки с Таносом превратятся в фарс и комедию… К сожалению, в фарс скатился не самый популярный, но тем не менее достойный Тор. После первого фильма Кеннета Браны, удачно снявшего истоки и становление героя, было чуть менее удачное Царство тьмы Алана Тэйлора, но эпичность и пафос всегда шли Тору, в основе которого лежат скандинавские мифы. И тут у руля триквела встает малоизвестный австралийский режиссер Тайка Вайтити, и эпичность, благородство, божественность главного героя сливаются в трубу вместе со здравым смыслом и хоть какой-то серьезностью.

«Тор: Рагнарек» — это тот случай, когда «Марвел» все же ошиблись, угробив самобытность и суть персонажа желанием снять веселое кино в духе Стражей галактики. Совершенно несерьезное, инфантильное дуракаваляние длительностью в два часа воспринимается как издевка над зрителем. Здесь шутят буквально все и буквально постоянно, даже тогда, когда сюжет к этому не располагает. Более того, сценаристы, желая придать юмора, возвели до уровня кретинов буквально всех главных героев, заставляя их вести себя как цирковых клоунов. Могучий бог грома и правитель Асгарда? А давайте сделаем его кривляющимся пубертатным подростком, который не может мячик кинуть так, чтобы его самого рикошетом не вырубило? Зеленый громила-великан, и без того не шибко умный? А пусть он будет еще тупее, а его альтер-эго — выдающийся ум с семью (!) учеными степенями — озабочено половыми вопросами и узкими штанами! Всеотец и мудрый царь Асгарда? Не, не канает, сделаем его выжившим из ума стариком. И список можно продолжать.

На фоне этого непрерывного выступления стэндаперов «Марвел» даже как-то теряется попытка создать драму с концом света и Рагнареком. Но меня убил тот факт, что в самом начале картины погибает часть не самых последних персонажей, но их смерти не ощущаются как какая-то серьезная потеря, потому что тут у нас видите ли слет юмористов, да и не до вас вообще-то.

Из хорошего могу выделить фирменную марвеловскую разухабистость и актерский состав. Безумно хороша Кейт Бланшет в качестве Хэлы — неуязвимой, мрачной и харизматичной. С мотивацией, конечно, беда не меньше, чем у предшественников по злодейскому цеху, но харизма бешеная. Понравился Джефф Голдблюм и его Грандмастер — единственный персонаж, юмористическая составляющая которого была очень к месту и прекрасно отыграна. У Голдблюма прекрасный комедийный талант, и он, воистину, бесценное приобретение для «Марвел».

Понравился саундтрек под 80-е, но почему-то для меня он совершенно не вяжется со стилем и сюжетом картины.

Собственно, стиль и сюжет у Рагнарека вообще очень странные. Все события в Асгарде будто снимал один режиссер, придерживаясь определенной атмосферы, а линия на Сакааре — эдакий кислотный трэш наркомана, которому ненадолго дали порулить процессом. Особенно обидно, что в основу сюжета фильма легла «Планета Халка» — довольно драматическая история и целая веха в развитии Халка, как персонажа. Для Рагнарека сценаристы взяли только основную идею, отбросив всю драму и неоднозначность, в которой и была суть истории. Очень жалко, ведь боссы студии уверяют, будто Рагнарек — это новое начало для Халка в киновселенной «Марвел». Если таким они видят его новое начало, то мне страшно представить, что будет дальше.

Для меня «Тор: Рагнарек» — один из самых слабых и неровных фильмов «Марвел», страдающий от переизбытка необязательного юмора, бессвязности и крайне коварных сюжетных дыр. Это тот случай, когда проверенная формула успеха дала осечку, и на все дальнейшее будущее киновселенной начинаешь поглядывать с опаской. Если конкурентов из «DC» ругают за излишнюю серьезность, то «Марвел» хочется отругать за то, что они эту самую серьезность совсем растеряли.

Сергей Прудников

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

Кидшер