Рецензия на фильм «Гоголь. Вий»

Прошлогодний «Гоголь. Начало» наделал много шума, дескать, негоже зрителя обманывать и выпускать 8-серийный сериал по частям в кино. Однако, как бы зрители не ругались, проект, как это сейчас называется, «зашёл», и ни формат, ни длительное ожидание продолжения этого самого зрителя уже не отпугнет. Потому что, как бы там не было, а продюссерская студия Александра Цекало создала универсальный и на удивление качественный продукт, которого очень давно не было на отечественном ТВ. Собственно, последний российский сериал, который меня зацепил, был от того же Цекало — «Метод» с Хабенским. Казалось бы, обычный процедурал, коих на нашем ТВ на любом канале пруд пруди, но те, кто смотрел «Метод» согласятся — начиная смотреть этот сериал, оторваться невозможно. 

Жанр: Детектив
Страна: Россия
Год: 2018
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Олег Меньшиков, Александр Петров, Таисия Вилкова, Ян Цапник, Евгений Стычкин, Алексей Вертков, Сергей Бадюк, Екатерина Бурлакова
В прокате: 5 апреля 2018 — 11 апреля 2018
Премьера (РФ): Длительность: 98 мин. / 01:38

Так и с «Гоголем» получился настоящий триумф. А, беря во внимание, что Николаю Васильевичу в последние годы везет на экранизации, Цекало и его SREDA сильно рисковали, соперничая с фильмом Олега Степченко. Хотя, будем честны, «Гоголь», хоть и играет с теми же мотивами, но сильно отличается от «Вия» Степченко. И если сравнивать оба этих проекта, я бы выбрал «Гоголя» за то, как он преподносит зрителю знакомые и, казалось бы, заезженные темы.

«Гоголь. Вий» — это по сути 3 и 4 серии и ровно половина всего фильма. Николай Васильевич (Александр Петров) с помощью соратников — доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта (Ян Цапник), кузнеца Вакулы (Сергей Бадюк) и верного слуги Якима (Евгений Сытый) пытается остановить мистического Всадника, убивающего девушек села Диканька. Когда героям кажется, что они нашли закономерность в убийствах и смогут предотвратить очередное, происходит новое загадочное преступление, за которым вполне вероятно кроется зло куда более ужасное, чем Всадник… И чтобы жители Диканьки совсем не заскучали, в село прибывает таинственный богослов и экзорцист Хома Брут (Алексей Вертков) с целью найти и уничтожить Вия — древнего демона, который повелевает всей полтавской нечистью. И Николай Гоголь самый верный кандидат в помощники.

Весь проект — довольно смелый для отечественного ТВ, где боятся показывать лишнее. Еще «Начало» демонстрировало редкостный нонкомформизм, работая по шаблону «Игры престолов» и пресыщая зрителя обнаженкой и кровавым насилием. Зацепив зрителя, показав, что да, мы можем не хуже, «Вий» начинает меньше уделять внимания обнаженным красавицам и больше самому сюжету и развитию персонажей. Оказавшись без поддержки Якова Гуро, Гоголю самому приходится проводить расследования загадочных смертей в Диканьке, где, как на зло, жители мрут с такой же завидной регулярностью, что и вестеросцы. Не будем анализировать на сколько Гоголь Александра Петрова близок к реальному Николаю Васильевичу и сойдемся на том, что экранный Гоголь — это художественное допущение сценаристов, этакий Икабот Крэйн Полтавской губернии. Если в начале герою хотелось как можно скорее покинуть Диканьку, то теперь он стремится отыскать истину и разобраться в самом себе. На счастье, экранный Гоголь — та еще темная лошадка с целым гардеробом скелетов, и разбираться в его загадочном прошлом довольно увлекательно. И хоть зрителю активно скармливают всевозможные подсказки и намеки, есть ощущение, что «Гоголь» в будущем сможет удивить рядом интересных сюжетных твистов.

Визуальная составляющая «Гоголя» снова на высоте. Для сериала, разумеется. Спецэффекты на очень неплохом уровне, нечисть показана интересно и с фантазией, с которой, кстати, у авторов проекта полный порядок. Диканька с её мрачными улочками, серыми днями и туманными ночами навевает тоску и тревогу похлеще прочей чертовщины, а уж когда за дело берется нечистая сила!.. Главным творением тут, конечно, является сам Вий, у которого мы видим на экранах уже третье воплощение. Я опасался, что Вия так и не покажут, что бюджет сериала не позволит размахнуться так широко, но, к счастью, бюджет позволил, а Вий появился, а с ним и толпа нечисти, меловой круг, «Поднимите мне веки» и прочие знакомые атрибуты. Интересную метаморфозу претерпел образ Хомы Брута — но подобная интерпретация героев вообще свойственна всему проекту. Вероятно, поэтому зрителю «Гоголь» полюбился.

Вообще, некоторые сцены «Вия» сняты на очень высоком уровне. Несколько хоррор-эпизодов буквально заставили меня покрыться мурашками и броситься в липкий пот. Тягучая атмосфера ужаса здесь передана ярко еще и благодаря саундтреку Райана Оттера, но полноценным хоррором «Гоголя» все-таки не назовешь. Хватает здесь и приятного юмора, за который снова отвечает персонаж Яна Цапника, и интересной любовной линии между дворянкой Данишевской (Таисия Вилкова), Гоголем и утопленницей-мавкой Оксаной (Юлия Франц). При чем, это тот самый случай, когда за любовной линией очень даже интересно наблюдать — слишком девушки разные, каждая представляет свой мир, и выбор Гоголя определит кто же он все-таки — человек или создание тьмы.

«Гоголь. Вий» — ровное и добротное продолжение мистического сериала, которое не страдает существенным провисанием, как это часто бывает с сериалами, грамотно развивает начатые сюжетные линии и радует великолепным визуалом. Пожалуй, «Гоголь» — это лучшее, что случилось с отечественным телевидением и кинематографом в жанре хоррора и мистики за последние годы. Ждем 30 августа и выхода третьей части с подзаголовком «Страшная месть».

Сергей Прудников

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

Кидшер