Концепция сохранения этнической идентичности марийского народа

ОДОБРЕНА
на XI Съезде
марийского народа
в апреле 2020 года

I. Общие положения

1. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывалось более полумиллиона марийцев. Динамика становления и развития этой этнической группы в условиях России свидетельствует о высокой степени ее адаптивности к складывающимся социально-политическим и социально-экономическим условиям, а также о высоком потенциале интегративности в контексте формирования общероссийской гражданской общности. Марийцы обладают многовековым культурным наследием, самобытной традиционной культурой и сложившейся высокой культурой на основе профессионального искусства мирового значения (театрального, музыкального, изобразительного и др.). Все это культурное богатство требует своего сохранения и развития.

2. Для марийской этнической общности характерно дисперсное расселение, сложившееся в силу исторических причин. Лишь половина марийцев проживает в Республике Марий Эл. Значительная часть марийцев сосредоточена в республиках и областях Волго-Уральского региона, а также в других регионах страны. Марийцы имеют и зарубежную диаспору, сосредоточенную в основном в странах СНГ.

3. Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий, заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у марийцев, как и у ряда других народов Российской Федерации, на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для марийской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации, сокращение доступности профессиональной культуры за пределами Республики Марий Эл.

4. Потребность в воспроизводстве и развитии языка, традиционной и профессиональной марийской культуры в новейших условиях стимулировали марийскую общественность к созданию организации, призванной артикулировать и решать возникающие задачи в названном направлении. Созданный таким образом, Съезд марийского народа явился легитимной общественным объединением, эффективно реализующей потребности марийцев как этнокультурной общности. На протяжении более ста лет, основной целью Съезда марийского народа являлось: содействие развитию марийского народа в различных регионах его проживания, сохранение его культуры и языка; координация деятельности национально-культурных организаций и марийских общин регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

5. Динамика социальных изменений последних лет требует переосмысления итогов деятельности Всемарийского Совета как исполнительного органа Съезда марийского народа и выработки новых подходов в реализации стоящих перед ней задач, согласно новым вызовам времени. Задача Концепции — определить основные направления и задачи деятельности Съезда марийского народа в новейших условиях глобализации. Залогом действенности и эффективности разработанной Концепции является тесное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, с органами государственной власти Республики Марий Эл, с органами местного самоуправления, и с иными национальными общественными организациями, в сфере создания и обеспечения условий для сохранения и развития этнической идентичности марийского народа, проживающего в Республике Марий Эл и за ее пределами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

6. В Российской Федерации общественные организации и национальные объединения являются важным социальным институтом, участвующим в реализации национальной политики страны. Их деятельность направлена на поддержку демократических ценностей, развитие гражданского общества, укрепление национально-гражданской идентичности, сохранение межэтнического согласия, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, независимо от территорий проживания.

7. Концепция сохранения этнической идентичности марийского народа – это система принципов, целей и задач, направленных на создание условий для поддержания и развития самобытности, культуры и языка марийцев, проживающих в Республике Марий Эл и за ее пределами. Она строится в соответствии с основополагающими приоритетами национальной политики Российской Федерации и призвана способствовать укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) при сохранении её этнокультурного многообразия.

8. Приоритетными направлениями сохранения этнической идентичности марийского народа являются:

а) обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов марийского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния;

б) укрепление единства марийской этнической общности;

в) обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка марийского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов марийской этнической общности;

г) сохранение единства и целостности Российской Федерации.

9. Концепция опирается на следующую политико-правовую базу:

а) в сфере международного права:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.);
  • Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (1992г.);
  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.);

б) в сфере федерального законодательства:

  • Конституция Российской Федерации (1993 г.);
    закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.);
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995 г.);
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996 г.);
  • Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.);
  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.);
  • Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.);
  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.);
  • Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (2005 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (2012 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» (2012 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (2017 г.);

в) в сфере законодательства Республики Марий Эл:

  • Конституция Республики Марий Эл (1995 г.);
  • Закон Республики Марий Эл «О культуре» (1994 г.);
  • Закон Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» (1995 г.);
  • Закон Республики Марий Эл «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» (2003 г.);
  • Закон Республики Марий Эл «Об образовании в Республике Марий Эл» (2013 г.);
  • Указ Главы Республики Марий Эл «О Совете при Главе Республики Марий Эл по взаимодействию с религиозными объединениями» (2011 г.);
  • Указ Главы Республики Марий Эл «О грантах Главы Республики Марий Эл в области этнокультурных и межнациональных отношений» (2011 г.);
  • Указ Главы Республики Марий Эл «О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл» (2015 г.);
  • Указ Главы Республики Марий Эл «Об утверждении Положения об использовании государственных языков Республики Марий Эл и иных языков при организации и проведении культурно-массовых мероприятий в Республике Марий Эл» (2016 г.);

10. Концепция также основывается на ряде других документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Главой Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл в сфере национальной политики, долгосрочного социально-экономического развития, внешней политики и внешнеполитической деятельности, образования и культуры.

11. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
идентичность – самоотожествление с марийской этнической общностью и представления о ней, ее культуре, языке и территории;
этническая общность – исторически возникшая устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием и имеющая единые интересы, сформировавшаяся на основе общей территории, языка и культуры.

II. Современное состояние
этнической идентичности марийского народа

12. С конца 1980-х гг. наблюдаются процессы возрождения этнического самосознания марийского народа. Принятие Конституции Республики Марий Эл, Закона «О языках в Республике Марий Эл» закрепили государственный статус марийского языка в республике, стимулировали возрождение национального образования и культуры, а также впервые определили консолидацию и развитие марийской нации как особое направление деятельности Республики Марий Эл.

13. Знаковым этнополитическим событием стало принятие в 2015 г. Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл. В данном документе подчеркнут особый статус Республики Марий Эл как «исторического, духовного и этнокультурного центра всего марийского народа», показана необходимость осуществления государственной национальной политики республики «с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей марийцев, живущих за пределами республики».

14. Благодаря поддержке государственных органов Республики Марий Эл, усилиям Всемарийского Совета и других марийских общественных объединений, созданы и активно действуют целый ряд институтов и механизмов сохранения и развития этнической идентичности марийцев. Это система национальной гуманитарной науки, образования, профессиональной культуры (музеи, театры, художественные и музыкальные творческие коллективы), марийские СМИ, фольклорные мероприятия, конкурсы, выставки, турниры, народные и религиозные праздники (Пеледыш пайрем, Агавайрем, Семык и др.). Однако, наряду с этим имеются и проблемы, связанные как с качеством и эффективностью деятельности институтов и механизмов сохранения идентичности марийского народа, их адекватности требованиям современной жизни, так и с возникающими новыми негативными тенденциями в марийской среде.

15. Марийский язык, оставаясь главным маркером этнической идентичности у марийцев, в последние годы теряет свои позиции, особенно за пределами Республики Марий Эл: снижается уровень владения, мотивация к его изучению, сокращаются сферы использования, в том числе в процессе повседневного общения населения на работе и в быту. Намечается тенденция дальнейшего уменьшения его применения в качестве главного языка коммуникации в семье, включая и село. Одной из главных причин этих процессов в последние годы стало уменьшение численности школ с изучением марийского родного языка, потеря политико-правовых и институциональных возможностей функционирования системы национального образования, прежде всего, за пределами Республики Марий Эл.

16. Снижается интерес представителей марийского народа к национальной профессиональной культуре. Утрачиваются знания о народной духовной культуре. Одновременно наблюдается рост интереса марийцев к этническим и религиозным обрядам и праздникам, усиление их роли в повседневной практике. Но марийские обряды зачастую проводятся без знания основ традиционной обрядности и закономерностей бытования обряда, ритуала как социально-культурного явления. В этих условиях происходит разрушение особенно среди молодежи многовековых традиций языка и культуры марийского народа, в том числе в результате действия глобализационных процессов.

17. Наблюдается слабость современных форм информационной поддержки марийской культуры, что уводит ее на информационную периферию. Это чревато постепенной деградацией и исчезновением марийской культуры и языка.

III. Принципы сохранения
этнической идентичности марийского народа

18.Основными принципами сохранения этнической идентичности марийского народа являются:

а) соблюдение гражданских прав личности и групп на свободное этническое самоопределение;

б) бережное отношение к историческому материальному и духовному наследию марийцев, сохранение традиционной материальной и духовной культуры;

в) стремление к модернизации марийской культуры, адекватной современным требованиям, к расширению инструментальной функции марийскогоо языка;

г) признание этнокультурного и этноконфессионального многообразия единой марийской нации;

д) позиционирование Республики Марий Эл как исторического, духовного и этнокультурного центра всего марийского народа, консолидирующего интеллектуальный и социально-экономический потенциал российских марийцев и зарубежной марийской диаспоры;

е) партнерская деятельность общественных и государственных структур, марийского предпринимательства в сохранении этнической идентичности марийцев и обеспечении этнокультурных потребностей марийского народа;

ж) гражданская самоорганизация в области сохранения и развития традиций, обычаев, языка и культуры марийского народа;

з) поддержка марийцев, проживающих за пределами Республики
Марий Эл и за пределами Российской Федерации, укрепление их внутриэтнических связей и связей с Республикой Марий Эл;

и) рассмотрение этнической идентичности марийского народа как части российской национально-гражданской идентичности, непротиворечащей целостности Российской Федерации.

IV. Задачи сохранения
этнической идентичности марийского народа

19. Основными задачами сохранения этнической идентичности марийского народа являются:

а) в социально-политической сфере:

  • поддержка статуса Республики Марий Эл как части федеративного государства, социально-политического и этнокультурного центра марийского народа;
  • подготовка мер по оптимизации государственно-правовой основы сохранения и развития этнической идентичности марийского народа, поддержания традиционной и профессиональной культуры, языка, национального образования, материального и духовного наследия марийцев;
  • инициирование подготовки федеральных и региональных программ социально-экономического и этнокультурного развития марийского народа.

б) в социально-экономической сфере:

  • идейная поддержка устойчивого демографического воспроизводства марийской этнической общности, пропаганда здорового образа жизни, реализация проектов, направленных на возрождение традиционных марийских ценностей семьи и детства;
  • содействие в повышении образовательного уровня молодого поколения представителей марийской этнической общности, качества образования, стимулирование марийцев к освоению инновационных ресурсов социально-экономического развития;
  • поддержка социально-экономического и социокультурного развития марийского села как института воспроизводства этнической идентичности, сохранения традиционной культуры и языка;
  • усиление роли марийских общественных объединений в расширении международных экономических связей между Российской Федерацией и странами Евразийского пространства, а также финно-угорского мира;
  • участие в укреплении взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Марий Эл и регионов Российской Федерации, в которых проживают марийцы;
  • усиление социально-экономического сотрудничества марийских предпринимателей, создание условий для их благотворительной и спонсорской деятельности;
  • поддержка развития в Республике Марий Эл и в регионах компактного проживания марийцев этнического туризма с марийской этнокультурной составляющей;
  • оказание помощи в возрождении и развитии марийских народных промыслов и ремесел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного творчества;
  • стимулирование и регулирование инновационного и инфраструктурного финансирования проектов, направленных на этнокультурное развитие марийского народа.

в) в научной сфере:

  • оказание помощи в разработке специальной программы по развитию марийской гуманитарной науки и в подготовке ее высококвалифицированных кадров из числа молодежи;
  • содействие в создании научного гуманитарного фонда с участием марийских предпринимателей для обеспечения финансовой поддержки научных проектов по истории и культуре марийцев;
  • содействие в реализации комплексной Программы по аккумулированию духовного наследия марийского народа и введение его в научный оборот в Республике Марий Эл и за ее пределами;
  • поддержка международных связей для постоянного повышения квалификации научных кадров, занятых в сфере мароведческой гуманитарной науки;
    пропаганда вклада марийских ученых в мировую науку, содействие повышению престижа гуманитарной науки и научной деятельности в Республике Марий Эл и в марийском сообществе;
  • расширение деятельности в организации научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов), археологических, этнографических экспедиций и других научных исследований в области истории, культуры, языка, фольклора, национального образования и воспитания марийского народа;
  • проведение этносоциологических исследований, направленных на изучение этнической идентичности марийского народа;
  • содействие музеефикации этноисторических памятников марийского народа, их реставрации, реконструкции и использованию при организации культурно-познавательного туризма;
  • разработка новых интерактивных форм работы этнокультурных музеев с привлечением мирового опыта;
  • активизация краеведческих исследований, популяризация книг по истории марийских населенных пунктов;
  • способствовать изучению, сохранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия марийского народа;
  • оказание помощи в подготовке, издании и распространении научно-популярной литературы по истории, культуре, языку, фольклору марийского народа.

г) в образовательной сфере:

  • организация мониторинга соблюдения прав марийского народа на изучение и сохранение родного языка, на свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения в Республике Марий Эл, в субъектах Российской Федерации и за рубежом;
  • содействие сохранению и развитию системы национального образования, расширению сети образовательных учреждений с преподаванием на марийском языке в Республике Марий Эл и в регионах Российской Федерации, их участию в возрождении морально-этических норм, характерных для народных традиций воспитания и в формировании общероссийской идентичности;
  • способствование популяризации традиционных семейных ценностей и марийской этнопедагогики;
  • стимулирование создания единого конкурентоспособного марийского национально-образовательного пространства, включающего дошкольное, школьное, профессиональное и послевузовское образование;
  • способствование распространению инновационных технологий в национальном образовании;
  • оказание помощи в обеспечении высокого качества преподавания марийского языка, литературы, истории и культуры марийского народа и конкурентоспособности выпускников учреждений системы национального образования;
  • инициирование организации издания и грифования федеральными органами образования региональных учебников, учебных пособий разных уровней по языку и литературе, истории и культуре марийского народа, его локально-территориальных образований;
  • участие в совершенствовании системы обучения и подготовки высокопрофессиональных специалистов по марийскому языку и культуре в высших и средне-специальных учебных заведениях Республики Марий Эл, а также в субъектах Российской Федерации;
  • поддержка этнокультурного марийского компонента в сфере высшего образования в Российской Федерации;
  • разработка законодательных инициатив, направленных на совершенствование правовой базы национального образования;
  • реализация проектов, направленных на повышение престижа профессии педагога – преподавателя марийского языка и литературы;
  • развитие и укрепление межэтнической толерантности через систему национального образования;
  • создание сети образовательных учреждений для особо одаренных детей и молодежи.

д) в этнокультурной сфере:

  • актуализация и введение в максимально широкий оборот материального и духовного наследия марийцев с использованием новейших образовательных и коммуникационных технологий;
  • поддержка развития современной марийской художественной культуры;
    воспитание уважения к национальным культурным традициям, сохранение самобытности, исторического и культурного наследия марийского народа;
  • повышение интереса молодежи к историческому и культурному наследию, к традиционной и профессиональной художественной культуре марийского народа;
  • реализация этнокультурных проектов в Республике Марий Эл и в регионах компактного расселения марийцев, направленных на развитие традиционной и профессиональной культуры марийцев, а также на ее интеграцию в общемировое культурное пространство;
  • стимулирование участия марийцев в формировании и развитии культурных связей Российской Федерации со странами Евразийского пространства и финно-угорского мира;
  • поддержка учреждений культуры, занимающихся сохранением материального и нематериального культурного наследия марийцев, развитием современной профессиональной национальной культуры;
  • оказание помощи в подготовке специалистов учреждений культуры, поддержка носителей и хранителей традиций материального и нематериального культурного наследия марийцев в Республике Марий Эл и за ее пределами;
  • поддержка детских и молодежных конкурсов, направленных на сохранение традиционной и профессиональной культуры;

е) в информационной сфере:

  • внедрение новых технологий для воспроизводства и трансляции культурных ценностей марийского народа, развитие интерактивных форм внутриэтнического сетевого общения;
  • наращивание модернизационного потенциала мультимедийных средств, направленных на пропаганду марийской культуры;
  • создание общероссийского печатного издания на марийском и русском языках с высокими полиграфическими и содержательными стандартами;
  • создание интернет-проектов разной направленности по распространению культурного наследия марийского народа и обсуждению существующих проблем его современного развития;
  • участие в создании новой системы подбора и обучения кадров для марийской информационной сферы, в том числе в повышении их профессиональной компетенции.

ж) в этнорелигиозной сфере:

  • участие в создании реальных и эффективных механизмов и моделей адаптации Марийской Традиционной Религии к условиям современного российского общества;
    содействие в популяризации духовного, интеллектуального и общественного опыта марийского богословского наследия;
  • оказание помощи в организации религиозного образования на марийском языке с опорой на национальное богословское наследие и специальных курсов по истории, культуре и этнорелигиозным традициям марийского народа;
  • поддержка социальных и этнокультурных проектов, инициированных духовными структурами марийских традиционалистов и марийских православных в регионах их компактного проживания.

з) в сфере этнической консолидации и интеграции зарубежной марийской диаспоры:

  • обеспечение совместной деятельности Всемарийского Совета как исполнительного органа Съезда марийского народа и других марийских национально-культурных объединений в сохранении этнической идентичности;
  • совершенствование форм взаимодействия республиканских государственных и общественных структур Республики Марий Эл с институциями марийцев в регионах РФ и за рубежом;
  • разработка эффективных моделей и механизмов консолидации этнических групп марийцев, направленных на развитие общемарийской идентичности при сохранении локально-территориальных и этноконфессиональных типов самосознания.

V. Механизмы реализации сохранения
этнической идентичности марийского народа

20. Осуществление принципов и задач, заложенных в Концепции сохранения этнической идентичности марийского народа, координируется Всемарийским Советом и реализуется в тесном взаимодействии с органами государственной власти Республики Марий Эл, Российской Федерации, зарубежных стран.

21. На основе настоящей Концепции Всемарийским Советом при участии других национальных общественных объединений разрабатывается Программа сохранения этнической идентичности марийского народа, включающая комплекс мер и конкретных мероприятий, направленных на реализацию этнокультурных потребностей и интересов марийского народа, его устойчивого развития.

22. В реализации Концепции сохранения этнической идентичности марийского народа и мероприятий Программы Всемарийский Совет сотрудничает с органами государственной власти Республики Марий Эл, Российской Федерации и зарубежных стран, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными структурами, марийскими предпринимателями, привлекает экспертное сообщество.

23. В ходе реализации Концепции и Программы Всемарийским Советом используется потенциал Конституции Республики Марий Эл, заключенных двусторонних договоров Республики Марий Эл с субъектами Российской Федерации и с зарубежными странами, с международными, российскими и региональными научными, образовательными, культурными и общественными организациями.

Кидшер