Объединять нельзя оставить. О реорганизации образовательных учреждений в Марий Эл

Общественность Марий Эл последние два месяца активно обсуждает тему реорганизации Национальной президентской школы-интернат, Национальной президентской школы искусств путём присоединения к Марийскому колледжу культуры и искусств имени И.С.Палантая. Зачем необходимо объединять образовательные организации, на каком этапе процесс, каких плюсов и минусов ожидать — в материале интернет-журнала «Кидшер».

Образовательный кластер

Министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константин Иванов
© mincult12.ru / Денис Речкин

В начале августа на заседании правительства республики глава минкультуры Марий Эл Константин Иванов рассказал о создании в регионе образовательного кластера для подготовки специалистов в области культуры и искусства. Министр сообщил, что это обусловлено дефицитом кадров в отрасли.

«Реалии сегодняшнего дня — нехватка специалистов, большой отток выпускников Национальной президентской школы искусства за пределы Республики Марий Эл, говорят нам о том, что необходимо искать новые подходы к образованию», — сказал Иванов.

Министр образования и науки Наталья Адамова положительно высказалась об идее коллеги. Глава Марий Эл Александр Евстифеев также поддержал инициативу Минкультуры и дал поручение проработать вопросы реорганизации совместно с Минобрнауки.

На сайте регионального минкультуры опубликована концепция развития Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая. В нём говорится, что колледжем при приёме абитуриентов основная ставка делается на школьников из Национальной президентской школы искусств. Однако, в последние годы, все меньше выпускников данного образовательного учреждения связывают свою профессию со сферой искусств. В 2019 году — 83%, в 2020 — 62%, остальные ушли в другие учебные заведения.

Причиной снижения количества абитуриентов называется разделение образовательных организаций в 2008 году. Теперь, согласно документу, единственным правовым выходом является создание учреждения, которое реализует интегрированные программы в области искусств, которые предусматривают одновременное получение среднего профессионального и основного общего образования на базе начального общего образования.

Приостановить процесс

Через месяц после заседания правительства стало известно о письме деятелей науки руководителю республики. Учёные Владимир Кудрявцев, Галина Шкалина, Раисия Кудрявцева просили Александра Евстифеева приостановить процесс слияния образовательных учреждений и «не рушить то, что так важно и дорого по многим принципиальным позициям».

Чуть позже стало известно о втором письме профессоров к властям региона. В нём они предложили для обсуждения уже свой, уточнённый вариант проведения реорганизации.

Учёные посчитали целесообразным создать две образовательные организации: учреждение профессионального образования с максимально интегрированными программами среднего профессионального образования и дополнительного образования, второе — Национальный лицей-интернат как образовательное учреждение среднего (полного) общего образования (на основе Национальной президентской школы-интерната).

«При этом 10-11 классы можно было бы использовать для реализации согласованных программ общего и среднего профессионального образования (культура и искусство), а 8–9 классы использовать в рамках предпрофессиональной подготовки», — писали учёные.

Улучшить качество образования

В конце сентября в эфире программы «Самое время» на «Радио России» министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Константин Иванов объяснил почему необходимо провести реорганизацию. Руководитель ведомства рассказал, что суть реорганизации в том, чтобы улучшить качество образования в республике.

«Мы ушли от того, что у нас главной задачей в 1960 году, когда открывалась наша школа, было нахождение, выявление талантливых детей в районах нашей республики. Вот этим мы сейчас занимаемся очень плотно уже как два года. Но должны сейчас усилить. Для того, чтобы дети приезжали к нам. И название «национальная» у нас должно быть в приоритете», — сказал министр.

Константин Иванов отметил, что национальный компонент обязательно будет в образовательной программе. Министр отмечает, что нужно «не навязывать язык и культуру, а очень красиво передавать его тому ребенку, который не владеет марийским языком».

Письмо деятелей культуры

Практически в это же время деятели культуры и искусств республики написали письмо в поддержку объединения образовательных организаций. Они считают, что сейчас появилась возможность вернуться к передовой практике и развить её до уровня создания комплексного образовательного учреждения.

Вопрос «всплыл» на съезде

Съезд марийского народа
© Денис Речкин / kidsher.ru

Вопрос объединения был поднят и в секции «Семья, образование и родной язык» XI Съезда марийского народа. Доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской и сравнительной филологии Раисия Кудрявцева выступила с объёмным докладом. Она поделилась печальным опытом реорганизаций, который уже имеется в Марий Эл.

«Больно за то, что произошло с пединститутом. Запоздалое прозрение и невозможность полноправно и системно решать проблемы подготовки педагогических кадров вынудили руководство МарГУ со временем вернуть пединститут хотя бы как структурное подразделение вуза», — сказала учёный.

Экс-председатель общественная организации «Марий ушем» («Союз мари») Владимир Козлов заявил, что объединение школ необходимо оценить, как ущемление марийцев в воспитании национальной интеллигенции и приостановить объединение. Общественник подчеркнул, что данное образовательную организацию необходимо сохранить, так как после слияния национальный компонент уже исчезнет.

Директор Марийского национального драмтеатра Эрик Юзыкайн предложил включить в резолюцию съезда пункт о поддержке проекта о создании кластера для подготовки специалистов в области культуры и искусства, а также после объединения создать наблюдательный совет, который бы участвовал в развитии проекта.

Тему объединения поднимали и на пленарном заседании XI Съезда марийского народа 3 октября. Раисия Кудрявцева обратилась к делегатам с просьбой принять разумное решение и сохранить единственную национальную школу в Йошкар-Оле. Профессор предложила также укрепить данную школу до «национального лицея-интерната при Главе Республики Марий Эл». Аудитория её слова встретила аплодисментами.

В принятой резолюции съезда конкретного пункта о данный школе нет.

Об образовательном учреждении

Национальная президентская школаВ 1960 году на базе средней школы №12 г. Йошкар-Олы была открыта музыкально-художественная школа-интернат для одарённых детей, чтобы ребята из глубинки могли жить и учиться, постигая прекрасное.

«Сама идея школы-интерната уникальна. Наши ученики – юные дарования, выросшие в марийской глубинке. Школа помогает им раскрыть свои способности», — говорил директор школы-интерната Вадим Хайбуллин.

Вначале было обозначено два направления деятельности: музыкальное и художественное. В 1984 году в школе было открыто хореографическое отделение с целью подготовки профессиональных кадров для ансамбля танца «Марий Эл» и будущих руководителей самодеятельных танцевальных коллективов.

В 1998 году школа поменяла статус, став президентской. В 2007 году на набережной р. Малая Кокшага было построено новое здание общей площадью 10 тысяч кв. метров.

За всю историю существования школа выпустила более трёх тысяч молодых музыкантов, художников и танцоров.

Кидшер