Ӱярня (Масленица) — древнейший праздник марийцев проводов зимы и встречи весны, он соответствует русской Масленице.
Праздник отмечается всеми группами марийцев. В советский период Ӱярня проводили под названием «Телым ужатымаш» (Проводы зимы). В настоящее время возрождается на традиционной основе.
Значение праздника
Ӱярня в прошлом был связан с зимним солнцеворотом, но обряды по смыслу относились к весенним. Сочетание элементов весенней и зимней обрядности является особенностью праздника. В основе праздничной обрядности находился аграрный культ.
Обряды праздника направлены на пробуждение природы и возрождение плодородных сил земли, достижение хозяйственного благосостояния и семейного благополучия.
Сроки и время проведения
Праздник справляется через семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля — начале марта, приурочивается к неделе, когда появляется новая луна. Празднование начинается с понедельника и продолжается в течение одной или двух недель.
Первая неделя называется кугу Ӱярня (большая Масленица), вторая — изи Ӱярня (малая Масленица). В некоторых местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину — до четверга, именуют Ончыл Ӱярня (передняя Масленица), а с четверга — варасе Ӱярня (поздняя Масленица).
Обряды
Праздничные развлечения начинаются в первый день праздника — в понедельник рано утром с катания с горы ӱярня кӱрык (масленичная гора). Катанию с горы в прошлом придавалось большое значение, по поверью, оно избавляло от болезней, прибавляло силы.
Женщины при скатывании с горы рассевали на снегу семена зерновых, конопли, чтобы в будущем получить хороший урожай; скатываясь на предметах быта — начевках, корытах, ржаных снопах, надеялись также иметь осенью богатый урожай. Чтобы уродилась высокой конопля, старались прокатиться как можно дальше.
Традиционной считалась горка ӱярня кашта. С них скатывались стоя на ногах парами. Катание на лошадях с колокольчиками вокруг деревни совершалось с целью изгнания нечистых сил. В период масленичной недели устраивали различные игры, популярной была народная игра карта.
На праздник готовили много масленой еды — блины, колобочки (ӱяча) из овсяного теста, сдобренные сливочным маслом, блюда из молочных продуктов, варили пиво. Обильная еда означала будущее изобилие и достаток в еде.
Значительное место в праздничной обрядности занимал прием гостей, хождение в гости. Во время праздника проводили семейный обряд Первый йӱмаш — в гости к своим родителям приезжали недавно вышедшие замуж дочери со своими мужьями и их родителями.
Традиционный праздник проводов зимы и начала весны в 2024 году отмечается с 11 по 17 марта.
В последний день праздничной недели проводился обряд прощания с Ӱярня. Собрав накопившийся за праздничные дни мусор, закрепив на шесте ржаной сноп, сжигали с криком «Ӱярня каен!» (Масленица ушла), Парни и девушки прыгали через костер. Зола разбрасывалась по полю. Сегодня в сельской местности отдельные масленичные обряды продолжают сохраняться.
Национальное блюдо
В течение многих столетий блины являются одним из самых любимых лакомств народов мира, при этом многие народы считают блины исконно своим национальным блюдом.
Процесс приготовления блинов – это поистине целое искусство и великое действо, у каждой хозяйки свой рецепт приготовления блинов. Очень важными при этом являются духовная сторона и мастерство каждой хозяйки. У восточных марийцев существует такой запрет: нельзя ругаться, когда печёшь хлеб – он не получится.
Таким образом, готовить блины нужно с чистой душой и добрыми помыслами. Многие хозяйки при выпечке блинов на национальные праздники после бани надевают чистую одежду и специальный чистый белый платок, который хранится для этого случая.
В старину вечером замешивали тесто из овсяной (ячменной) муки. Оно доходит до утра, затем немного делают более густым (немного добавляют муки), топят печь, сковородку намазывают маслом, ложат в сковородку тесто, начинают выпекать. Блины кушают, макая в масло, кушают также с мёдом.
При подготовке материала использованы тексты из сборника О.Калининой «Марийские праздники: Справочник» и статьи Л.Андреевой «Блины в языковой картине мира марийцев»