Рецензия на фильм «Валериан и город тысячи планет»

Люк Бессон — удивительный человек-оркестр, зачастую выполняющий в производстве своих фильмов сразу несколько функций. Чаще всего он пишет к ним сценарий, продюссирует и режиссирует, что наделяет его работы уникальным стилем и воистину французским колоритом. 
Всемирную славу Бессон получил с выходом своего Пятого элемента, но мало кто знает, что многие мотивы для знаменитого боевика француз почерпнул из до сих пор малоизвестного в широких кругах комикса Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера «Валериан и Лорелин», который, тем не менее, считается культовым у себя на родине, во Франции, почти как Астерикс и Обеликс.

Дата премьеры: 10 августа 2017 г. (Россия)
Жанр: фантастика, приключения, космоопера
Режиссер: Люк Бессон
На основе: Валериан и Лорелин
Монтажёр: Жюльен Рей
Композитор: Александр Деспла
Актерский состав: Кара Делевинь (Лорелин), Дехан, Дейн (Valerian), Рианна (Bubble), Клайв Оуэн (Commander Arün Filitt), Итан Хоук (Jolly The Pimp).

Более того, значимость «Валериан и Лорелин» настолько велика, что многие киноделы не скрывают, что вдохновлялись этим комиксом в своих работах. Так, к примеру, есть мнение, что стилистика и идеи Валериана нашли отражение в саге Звездные войны. Впрочем, о Звездных войнах мы с вами знаем, чего не скажешь о Валериане, который в печатном видел добрался до России в предверии экранизации, а сама экранизация состоялась только в 2017 году.
Так о чем же повествует картина со столько длинным названием в подзаголовке, которую Бессон мечтал поставить чуть ли не всю свою жизнь?
2700 год. Искусственная станция Альфа некогда была всего лишь орбитальной базой на орбите Земли, но за сотни лет прогресса и развивающейся космической программы землян превратилась в густонаселенный разными гуманоидными и не очень расами планетойд со сложной внутренней иерархией. Майор Валериан (Дэйн ДеХаан) и сержант Лорелин (Кара Делевинь) — лучшие агенты федеральной службы землян, которым доверяют самые важные миссии по предотвращению межрасовых конфликтов. Так и в этот раз агентам поручено перехватить на черном рынке крайне ценный предмет, за которым ведут охоту многочисленные силы. Валериану и Лорелин придется побывать на нескольких планетах и едва унести ноги от разного рода космических подонков, чтобы в конечном счете разоблачить заговор в сердце Альфы, раскрыть старый секрет собственного правительства и уберечь от геноцида целый вид. А между делом разобраться в чувствах друг к другу.
Валериан и город тысячи планет — это визуальная феерия, за которую совершенно точно не будет стыдно мастерам по визуальным эффектам. Настолько богатой на локации и разных пришельцев картины не было уже давно, при чем Валериан заткнет за пояс по многообразию вселенной даже Стражей галактики, а по реалистичности компьютерных персонажей на’ви из Аватара и приматов из Планеты обезьян. Местные пришельцы сделаны с такой тщательностью и любовью, что сразу узнается стиль Бессона, ведь образы многих из них прямо или косвенно отсылают нас к пришельцам из Пятого элемента. Самое замечательное, что большинство существ не просто нарисованы, а сделаны с помощью практических эффектов и сложного грима. А невероятные перлы с планеты Мюл просто вне всякой конкуренции. Я до сих пор ломаю голову, исполнили ли роли пришельцев настоящие актеры, обработанные по технологии performance capture, или же они были полностью нарисованы. В перлах для меня воплотилась та самая магия кинематографа, за которой я прихожу всякий раз в кинотеатр.
Помимо инопланетян великолепны виды других планет. Уже упомянутый Мюл, этакий внеземной рай, в котором, сдается мне, каждый из нас рад был бы побывать, или невероятный рынок, находящийся в другом измерении. Все эти визуальные и сюжетные находки поражают воображение и заставляют смотреть фильм с детским восторгом, ведь здесь проработана каждая деталь, и каждый кадр как произведение искусства.
К сожалению, если визуальная составляющая здесь безупречна, то во всем остальном не все так гладко. Во-первых, хронометраж. 2,5 часа для фильма такого формата — это несколько перебор, учитывая, что местами картина провисает, особенно в моментах, когда герои внезапно начинают выяснять отношения. Любовные заигрывания Валериана и Лорелин подчас просто неуместны и их хочется промотать, а беря во внимание, что этих заигрываний здесь не так уж и мало, то можно запросто представить сколько бы шел фильм без этих сцен и как бы сильно вырезание ненужных моментов пошло ему на пользу.
Во-вторых, каст. При всем моем теплом отношении к Дэйну ДеХаану как молодому и перспективному актеру, роль в этом фильме не самая большая его удача. А все потому что в комиксе и по сюжету Валериан — храбрый отчаянный герой и ловелас, любимец женщин и сорвиголова. И ДеХаан просто не тянет на этот образ. Уже в самом начале, когда нам показывают довольно хилого героя без рубашки, рассказывающего о своих любовных победах, ему совершенно не веришь и хочется просто, подобно героине Делевинь, скептически изогнуть бровь. ДеХаану хорошо удаются запутавшиеся и сломленные изгои и ипохондрики, но никак не герои боевиков. И для Бессона стало большой ошибкой назначение Дэйна аж на главную роль Валериана. Несколько скрашивает картину Кара Делевинь, едкая и саркастичная подруга главного героя, которая весь фильм остро подкалывает всех и каждого, корчит забавные рожи и неплохо раздает затрещины. Но проблема в том, что сама по себе Кара фильм вытянуть не способна, а с Дэйном ДеХааном у неё нет никакой химии, в которой их герои ну очень нуждаются и без которой всё их совместное головокружительное приключение не имеет смысла.
Зато с второстепенными персонажами всё довольно интересно. Короткое, но яркое камео Рианны — одна из лучших сцен фильма, которую захочется не раз пересмотреть. А трое клювастых торгашей с Альфы — это просто ходячий мем в чистом виде.
Словом, если вы ждали от Люка Бессона второго Пятого элемента, то скорее всего разочаруетесь, но если вам по душе яркая и красивая космическая фантастика, то Валериан и город тысячи планет — кино для вас. Оно в меру несерьезное, стильное и лишено популярных нынче в Голливуде штампов. Другое дело, что и не лишено ошибок, которые Люк Бессон допускает уже на протяжении нескольких своих фильмов, перегружая истории лишними деталями. И все же, получить удовольствие от Валериана можно, и если вы размышляете над тем, на что сходить в августе в кино всей семьей, то выбор здесь очевиден.

Сергей Прудников, «Кидшер» («Пульс»)

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кидшер