Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Сегодня все чаще телесериалы заглядывают на большой экран. Обычно, это происходит в исключительных случаях, когда нужно громко презентовать премьеру какого-то сериала (недавние Сверхлюди) или наоборот привлечь внимание к его финалу (Игра престолов). 

Наши киноделы тоже с недавних пор переносят телеформат в кинотеатры, но делают это топорно, чем только больший гнев зрителей навлекают на свои головы. Вспомнить Три мушкетера с Риналем Мухаметовым, или Темный мир: Равновесие. Вот, кстати, Темный мир я считают образцовым примером того, как не стоит представлять сериалы в кино. Помнится, полуторачасовой фильм вызвал кучу вопросов и резкое зрительское отторжение, зато, когда я посмотрел расширенную версию в 12 эпизодов, то был приятно удивлен — как сериал Темный мир: Равновесие прекрасно работал, раскрывая всех персонажей в достаточной степени, с чем не справлялся полнометражный «огрызок».

Дата премьеры: 31 августа 2017 г. (Россия)
Жанр: фэнтези, хоррор
Режиссер:
 
Егор Баранов
Оператор: Сергей Трофимов
Продюсеры: Валерий Федорович, Александра Ремизова
Сценарий: Ким Белов, Филипп Коняшов

И вот в 2017 на экраны выходит «Гоголь: Начало», о котором как бы изначально говорили, что он положит начало сериалу. Размытая формулировка, не так ли? Положить начало сериалу мог и фильм. Однако ушлые отечественные киноделы поступили хитрее: они сняли сериал, и решили его по частям демонстрировать в кинотеатрах. Что в итоге получилось? Очередная волна зрительского недовольства при довольно неплохом исходном материале.

Гоголь: Начало — это отечественное фэнтези, которое попыталось интерпретировать на свой лад мотивы из Сонной лощины и гоголевский монстрарий. Получилось, должен признать, любопытно, атмосферно, местами жутковато, а местами ужасно весело. К сожалению, формат сериала лишил нас удовольствия узнать, чем же заканчивается история, впрочем обещают, что не за горами следующие части. Правда, боюсь, что обманутый однажды зритель, едва ли пойдет в кино повторно.

На мой взгляд, Гоголь: Начало — довольно жизнеспособная история, за развитием которой интересно наблюдать. Нас погружают в тайны села Диканька, где происходят таинственные убийства, которые из Петербурга приезжает расследовать прославленный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и его писарь Николай Гоголь (Александр Петров). При том, что Гоголь здесь — не просто знаменитый писатель, напротив, он еще только пишет свои лучшие истории, ищет себя как писатель и сжигает собственные творения, находя их бездарными, а вдобавок страдает от припадков и видений, которые позволяют ему чувствовать зло. В Гоголе Гуро видит способ раскрыть тайну Диканьки, а потому без лишних промедлений берет молодого медиума с собой. И если в недавнем Вие Степченко на зрителя навели ужас, а потом хладнокровно признали, что никакой мистики там и подавно не было, то в Гоголе режиссера Баранова мистика есть, и она совершенно не скрывается. За первые две серии (или главы) зритель знакомится не только с главными героями, но и с чертовщиной Полтавской губернии — загадочный Черный всадник рыщет по окраинам и убивает невинных девушек, лишая их крови до последней капли, в близлежащем пруду обосновались русалки-утопленницы, а в каждом втором доме живет самая настоящая ведьма. Это при том, что и жители Диканьки далеко не так просты, в чем Гоголю и Гуро придется не раз убедиться. Местный следователь Бинх (Евгений Стычкин) ведет какую-то непонятную игру и скрывает что-то от заезжих, а в купеческом доме на окраине обитают нелюдимые супруги, у которых может оказаться не последняя роль в мистических событиях села. Молодому Гоголю приходится не просто — он все время чувствует близость зла и его бросает из одного видения в другое, вопросы нагромождаются один на другой, но ни герой, ни зрители не получают на них ответы. По крайней мере, пока. Поэтому смотреть сериал интересно, а то, что первая часть завершается на самом интересном только подстегивает интерес.

Стоит отметить, замечательные спецэффекты, которые для отечественного сериала выглядят весьма неплохо, и общий мрачный стиль истории. Долгие планы, туманные пейзажи — все это словно перекочевало из Сонной Лощины Бертона. Местами, конечно, создатели Гоголя пытаются сэкономить — отсюда обилие крупных планов лиц героев, но в целом видно, что работа над сериалом проделана не маленькая. Мне особенно понравилась сцена видения Гоголя, когда он оказывается в потустороннем Питере, и вокруг него всевозможные чудовища, прикидывающиеся людьми. Было в этом нечто лавкрафтовское. Да и сам Гоголь, одержимый тьмой, вызывает интерес к своей персоне.

Еще одной удачей проекта является актерский состав. Олег Меньшиков и Александр Петров недавно играли вместе в Притяжении, и вон они снова в одном фильме. Петров, конечно, мало похож на Гоголя, но он хороший талантливый актер и выкладывается по полной, зато Меньшиков как будто и не играет — его Гуро расслаблен, весел и саркастичен. Крайне удачный персонаж, выделяющийся в общей макабрической атмосфере Диканьки.
В дальнейшем нам обещают еще три фильма (по две серии каждый) до конца истории, и, не смотря на легкую обиду на создателей сериала за их обман, я все-таки жду их. Гоголь: Начало — это образец нового русского сериала для широкой аудитории, за который не стыдно и который с интересом смотрится. На волне популярности Игры престолов, создатели Гоголя так же не брезгуют демонстрировать на экране кровь и обилие голых тел, что идет картине только на пользу. Стоит ли идти на Гоголя в кино? Думаю, что нет. Лучше всего дождаться выхода всех серий и посмотреть весь сезон целиком, чтобы история была цельной и впечатления от неё не смазанными. Стоит ли вообще смотреть Гоголя? Однозначно. Особенно, если вы любите мистику и темное фэнтези, и вам надоело то, как нечисть показывают западные сериалы. Здесь этого добра на любой вкус.

Сергей Прудников, «Кидшер» («Пульс»)

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кидшер