Рецензия на фильм «Салют-7»

В 1985 году Советский Союз столкнулся с беспрецедентной проблемой — орбитальная станция Салют-7 внезапно перестала подавать признаки жизни и угрожала обрушиться на Землю в любой её точке, что привело бы к огромным разрушениям и определенной политической напряженности. Речь идет о новом витке Холодной войны между СССР и США, и Салют-7 стал своеобразным камнем преткновения для обеих держав. Правительству СССР во что бы то ни стало нужно было вернуть контроль над станцией или сделать так, чтобы до неё не добрались американские астронавты. На кону стояла репутация сверхдержавы. 

По мотивам той самой космической миссии режиссер Клим Шипенко снял новую отечественную картину «Салют-7» о паре отважных космонавтов, рискнувших своими жизнями и вошедших в историю освоения космоса.

Премьера: 12 октября 2017 г.
Режиссер: Клим Шипенко
Кинокомпания: СТВ
Сценарий: Клим Шипенко, Наталья Меркулова, Алексей Чупов
Продюсеры: Антон Златопольский, Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе
Композитор: Антон Беляев, Святослав Курашов, Дмитрий Селипанов
В ролях: Владимир Вдовиченков, Любовь Аксёнова, Павел Деревянко, Мария Миронова

Как и в случае Времени первых, «Салют-7» — лишь отчасти основан на реальных событиях, и в отличие от товарища по жанру часть эта довольно небольшая. Как рассказывают сами создатели фильма, многие вещи, связанные с космической программой, трудно было рассказать языком кинематографа, а некоторые моменты, напротив, усилили ради драматичности и сюжета. Лично для меня стало сюрпризом, что космонавты Федоров и Алехин, которых сыграли Вдовиченков и Деревянко, на самом деле вымышленные герои. На деле, в аналогичной миссии по починке Салюта-7 участвовали не два человека, а целая команда под руководством знаменитого космонавта Владимира Джанибекова. Почему в фильме решили отказаться от реальных людей и придумали Федорова и Алехина, не берусь гадать, но даже, не смотря на выдуманные образы, героям Вдовиченкова и Деревянко сопереживаешь, как настоящим космонавтам.

Фильм с первых минут держит в напряжении и не тратит много времени на раскачку и предысторию. Есть наша космическая станция, которая в результате бомбежки астеройдами лишилась важного компонента, из-за чего перестала исправно функционировать. Есть два космонавта, один из которых инженер, знающий «от» и «до» устройство станции, но никогда не выходивший в открытый космос, а второй отозванный из космонавтики за то, что якобы видит ангелов в космосе. Есть безграничный необъятный космос, который выступает здесь как отдельный персонаж, завораживающий, но не приветливый, готовый раздавить всякого, кто будет играть не по его правилам. И есть время, которого очень мало. Либо герои успевают во время починить станцию, либо нет — и исход будет весьма печальный.
Говорить что-то об игре актеров мне не хочется. Отечественная актерская школа всегда была достаточно сильной, а Деревянко и Вдовиченков уже давно себя зарекомендовали, как достойные актеры с отличной харизмой. Им веришь, за них переживаешь — и это самое главное в кино подобного жанра. Прекрасны и актрисы, исполняющие роли жен героев — Мария Миронова и Любовь Аксенова, восприятие которых усиливает драму. Великолепен Александр Самойленко, исполнивший роль руководителя полетов Шубина, которому необходимо делать один непростой выбор за другим.

Но самое прекрасное в фильме про космос — это то, как этот самый космос нам показывают. Отечественные киноделы еще во Времени первых показали, что могут не хуже Голливуда показывать космические просторы так же головокружительно и маняще. В «Салют-7», кажется, спецэффекты стали еще более отточенными, и я невольно задался вопросом, когда же мы снимем свой аналог Звездных войн или вернемся к жанру космической фантастики с тем же упоением, с каким в советские годы снимались Через тернии к звездам и Отроки во вселенной?.. С тем уровнем компьютерной графики и мастерством, с которым мы научились рисовать космос, снимать приземленные и глуповатые комедии о нашей с вами жизни — просто преступление. Хотя, конечно, здесь вопрос вкуса.

Ещё хотелось бы отметить работу команды композиторов — Ивана Бурляева, Дмитрия Носкова, Святослава Курашова и Влада Жукова, создавших очень атмосферный и волнующий саундтрек, который очень точно передал настроение каждой сцены. Для меня музыка в кино всегда играет одну из главных ролей, ведь именно музыка передает то самое настроение, которое автор хотел передать в сцене, и здесь композиторы справились на «ура».

В общем, «Салют-7» — добротное зрелищное кино про космос и людей, и если вам понравились Гравитация Альфонсо Куарона или Время Первых Дмитрия Киселева, то «Салют-7» Клима Шипенко вас определенно не разочарует.

Сергей Прудников

Кидшер