Мы, делегаты XI Съезда марийского народа, представляя 547605 мари из 19 регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, заявляем:
мари – народ, входящий в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;
мари – народ, сформировавшийся и живущий в евразийском пространстве не менее полутора тысяч лет;
мари – народ, обладающий уникальным языком, культурой, миропониманием и устойчивой идентичностью;
мари – народ, устремленный в будущее в миролюбивых и созидательных притязаниях.
Больше века назад современники и единомышленники Тихона Ефремова, Сергея Чавайна, Валериана Васильева своим письменным словом на родном языке дошли до сердца крестьянина-мари, зажгли в нем надежду в возможность развиваться и быть счастливым, не отрекаясь от своего народа.
В 1917-1918 годах истинные сыны марийского народа, объединяясь в общественные организации – Общество мелких народностей Поволжья, Марий Ушем, Центральный союз мари, общества ревнителей родного языка – впервые серьёзно задумались об административно-территориальном устройстве России с учётом национального фактора.
I Всероссийский съезд мари (Бирск, июль 1917 г.) сыграл решающую роль в образовании государственности марийского народа. В каждом уезде, каждой волости, в отдельных деревнях, где компактно проживали мари, создавались общественные объединения (Марий Ушем, Марий Погынымаш). Резолюции I съезда мари стали неоспоримым руководством к действию для всех небезразличных к судьбе своего народа.
Летом 1918 года, в дни II Всероссийского съезда мари, в условиях мучительного поиска истины, в дискуссиях с участием «центра» и народов-соседей, пришло понимание необходимости создания своей, марийской, административно-территориальной единицы.
В 1920 году – 100 лет назад – осуществилось многовековое чаяние народа: марийский народ обрёл свою территориальную автономию как результат сочетания общественной активности и политики государства. Сергей Черняков, Иван Петров, Владимир Мухин, Александр Григорьев – все, кто стоял у истоков Марийской автономии, навсегда вписали свое имя в память народа.
Государственность мари, несмотря на все трудности и трагедии 1920-1930-х годов, обеспечила рождение и развитие национальной школы, вузов, науки, библиотечного и музейного дела, художественной литературы и профессионального искусства, СМИ и издательского дела. Йыван Кырла в образе своего героя Мустафы всему миру возвестил о народе мари в новом качестве, в новом статусе.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны сотни тысяч сыновей и дочерей марийского народа прошагали с боями от Волги до Берлина, стали кавалерами боевых орденов и Звезды Героя. Самолёты и танки, построенные на пожертвованные марийскими семьями средства, тысячи выступлений фронтовых бригад, продукция эвакуированных предприятий – все приближало Великую Победу.
В послевоенные десятилетия марийский народ и Марийская республика отстраивались вместе со страной. Рост промышленности и развитие городов изменили социальную структуру республики и марийского народа в целом. Мари по-прежнему выращивали хлеб и лён в деревнях; становились рабочими, инженерами, учёными, строителями, артистами в городах республики и страны.
В новой России, в условиях сложного политического, экономического и идеологического выбора, народ мари обратился к историческому уроку. Как семь десятилетий назад, неравнодушные мари объединялись в общественные организации, возобновили проведение всемарийских съездов для определения путей развития народа. Во многом как результат активности марийских общественников в Российской Федерации есть Республика Марий Эл со своей конституцией; марийский язык, наряду с русским, имеет статус государственного в пределах Марий Эл, в регионах России функционируют культурно-национальные автономии мари.
Сегодня, в год 100-летнего юбилея государственности мари, мы, делегаты XI Съезда марийского народа,
отдавая дань всем, кто внёс свой вклад и продолжает трудиться на благо народа,
признавая исключительную важность консолидации потенциала и усилий всех марийских общественных организаций, мари, работающих в организациях всех форм собственности, государственных и муниципальных учреждениях,
учитывая и принимая вызовы современности,
считаем необходимым:
для успешного целенаправленного движения в будущее
- признавать священными и незыблемыми ценности и победы, ради которых наши предки принесли себя в жертву;
- развивать усилиями общественности, деятелей образования и науки, культуры и искусств, представителей высокотехнологичной экономики, органов муниципальной и государственной власти этноидентифицирующие маркеры мари как гарантию обеспечения будущего народа;
- усилить влияние общественности и государственных программ на распространение марийского языка, культурного наследия народа в виртуальной среде; разрабатывать и продвигать проекты сетевой коммуникации на марийском языке;
- разработать и реализовать систему мер по внедрению современных цифровых технологий в различные сферы жизни марийского народа
для продвижения вопросов развития семьи, образования и родного языка
- инициировать разработку и реализацию целевых программ, проведение научных исследований в области марийского языка и литературы, способствующих сохранению, развитию и изучению родного языка и литературы, повышению качества образования;
- содействовать укреплению духовно-нравственных ценностей марийского народа, его исторических и национально-культурных традиций с целью воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
- активизировать роль семьи в обучении детей родному языку, уважению духовных традиций марийского народа с целью создания семейного языкового благополучия; культивировать традиционные национальные и общероссийские ценности среди детей, подростков и молодёжи в условиях семьи, детского сада, школы и профессиональных образовательных организаций;
- содействовать образовательным организациям в вопросах создания интерактивных этнокультурных образовательных программ и проектов на марийском языке, продолжения практики проведения мероприятий на марийском языке в этнокультурных и языковых школах, на базе летних оздоровительных лагерей;
- признать приоритетным использование информационных технологий в практике преподавания марийского языка и литературы; способствовать применению информационно-коммуникационных (цифровых) технологий для сохранения, развития и популяризации марийского языка и литературы, истории и культуры марийского народа, способствовать созданию электронных учебников и ресурсов;
- способствовать формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, подростков и молодёжи с целью их самоопределения и профессиональной ориентации; создать модульные курсы на марийском языке по различным направлениям: по подготовке будущих писателей, поэтов, драматургов, критиков и т.д.
для сбалансированного развития этнокультурного пространства города и деревни
- продвигать региональную долгосрочную Программу по устойчивому развитию сельских территорий, нацеленных на улучшение демографической ситуации, развитие социальной инфраструктуры;
- активизировать работу по реализации федеральных целевых программ для закрепления молодых специалистов в сельской местности;
- повышать имидж марийского села и городов путём разработки и продвижения этно- и территориальных брендов;
- содействовать развитию инфраструктуры по развитию этнографического туризма;
- привлекать инвесторов и поддерживать предпринимателей, занимающихся этнической проблематикой и готовых вкладывать средства в долгосрочные проекты на селе
для сохранения и повышения роли в духовном развитии марийского народа
- продолжить организационное развитие местных и региональных общин и организаций Марийской Традиционной Религии – Марий Юмыйӱла – в соответствии с законодательством Российской Федерации; в качестве важнейшей цели определить создание Всероссийской федеральной религиозной организации Марий Юмыйӱла – Марийской Традиционной Религии;
- препятствовать оскорблению чувств верующих Марий Юмыйӱла, следующих наряду с общей для всех мари традицией своим местным обычаям; признать принцип «Единство в Вере» главным для всех приверженцев Марий Юмыйӱла; принцип «Мы разные, но мы единый народ» – главным для всех мари;
- сотрудничать в вопросах вероисповедания с органами муниципальной и государственной власти, выстраивать с ними конструктивные отношения в вопросах организации молений, регистрации общин и организаций, охраны марийских священных рощ и мест молений;
- сотрудничать с религиозными организациями других конфессий России в вопросах социального, духовного развития народа мари и всего российского общества.
- инициировать строительство культового здания Марийской Традиционной Религии – Юмын Кудо
для повышения эффективности деятельности общественных организаций
- при Мер Каҥаш создать Совет некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на изучение, защиту и популяризацию языка и литературы, культуры и традиций, истории народа мари;
- активизировать взаимодействие с региональными и федеральными органами власти с целью эффективного решения актуальных проблем марийского народа;
- активизировать грантовую и проектную деятельность марийских общественных организаций для достижения уставных целей;
- усилить взаимодействие актива марийских общественных организаций с органами власти регионов;
- вовлекать марийские общественные организации в реализацию федеральных и региональных программ, касающиеся сельской местности и патриотического воспитания; укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России,
- активизировать сотрудничество марийских общественных объединений с национально-культурными организациями Российской Федерации.
Наделяя вновь избранный Марий Мер Канаш как высший всемарийский общественный координационный центр полномочиями и доверием народа, Съезд марийского народа поручает разрабатывать и обнародовать детальный план реализации принятых резолюций.
ЭСЕН ЛИЙ, МАРИЙ КАЛЫК!