Резолюция XI Съезда марийского народа. Полный текст

Резолюция XI Cъезда марийского народа
Съезд марийского народа

Мы, делегаты XI Съезда марийского народа, представляя 547605 мари из 19 регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, заявляем:

мари – народ, входящий в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;

мари – народ, сформировавшийся и живущий в евразийском пространстве не менее полутора тысяч лет;

мари – народ, обладающий уникальным языком, культурой, миропониманием и устойчивой идентичностью;

мари – народ, устремленный в будущее в миролюбивых и созидательных притязаниях.

Больше века назад современники и единомышленники Тихона Ефремова, Сергея Чавайна, Валериана Васильева своим письменным словом на родном языке дошли до сердца крестьянина-мари, зажгли в нем надежду в возможность развиваться и быть счастливым, не отрекаясь от своего народа.

В 1917-1918 годах истинные сыны марийского народа, объединяясь в общественные организации – Общество мелких народностей Поволжья, Марий Ушем, Центральный союз мари, общества ревнителей родного языка – впервые серьёзно задумались об административно-территориальном устройстве России с учётом национального фактора.

I Всероссийский съезд мари (Бирск, июль 1917 г.) сыграл решающую роль в образовании государственности марийского народа. В каждом уезде, каждой волости, в отдельных деревнях, где компактно проживали мари, создавались общественные объединения (Марий Ушем, Марий Погынымаш). Резолюции I съезда мари стали неоспоримым руководством к действию для всех небезразличных к судьбе своего народа.

Летом 1918 года, в дни II Всероссийского съезда мари, в условиях мучительного поиска истины, в дискуссиях с участием «центра» и народов-соседей, пришло понимание необходимости создания своей, марийской, административно-территориальной единицы.

В 1920 году – 100 лет назад – осуществилось многовековое чаяние народа: марийский народ обрёл свою территориальную автономию как результат сочетания общественной активности и политики государства. Сергей Черняков, Иван Петров, Владимир Мухин, Александр Григорьев – все, кто стоял у истоков Марийской автономии, навсегда вписали свое имя в память народа.

Государственность мари, несмотря на все трудности и трагедии 1920-1930-х годов, обеспечила рождение и развитие национальной школы, вузов, науки, библиотечного и музейного дела, художественной литературы и профессионального искусства, СМИ и издательского дела. Йыван Кырла в образе своего героя Мустафы всему миру возвестил о народе мари в новом качестве, в новом статусе.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны сотни тысяч сыновей и дочерей марийского народа прошагали с боями от Волги до Берлина, стали кавалерами боевых орденов и Звезды Героя. Самолёты и танки, построенные на пожертвованные марийскими семьями средства, тысячи выступлений фронтовых бригад, продукция эвакуированных предприятий – все приближало Великую Победу.

В послевоенные десятилетия марийский народ и Марийская республика отстраивались вместе со страной. Рост промышленности и развитие городов изменили социальную структуру республики и марийского народа в целом. Мари по-прежнему выращивали хлеб и лён в деревнях; становились рабочими, инженерами, учёными, строителями, артистами в городах республики и страны.

В новой России, в условиях сложного политического, экономического и идеологического выбора, народ мари обратился к историческому уроку. Как семь десятилетий назад, неравнодушные мари объединялись в общественные организации, возобновили проведение всемарийских съездов для определения путей развития народа. Во многом как результат активности марийских общественников в Российской Федерации есть Республика Марий Эл со своей конституцией; марийский язык, наряду с русским, имеет статус государственного в пределах Марий Эл, в регионах России функционируют культурно-национальные автономии мари.

Сегодня, в год 100-летнего юбилея государственности мари, мы, делегаты XI Съезда марийского народа,

отдавая дань всем, кто внёс свой вклад и продолжает трудиться на благо народа,

признавая исключительную важность консолидации потенциала и усилий всех марийских общественных организаций, мари, работающих в организациях всех форм собственности, государственных и муниципальных учреждениях,

учитывая и принимая вызовы современности,

считаем необходимым:

для успешного целенаправленного движения в будущее 

  • признавать священными и незыблемыми ценности и победы, ради которых наши предки принесли себя в жертву;
  • развивать усилиями общественности, деятелей образования и науки, культуры и искусств, представителей высокотехнологичной экономики, органов муниципальной и государственной власти этноидентифицирующие маркеры мари как гарантию обеспечения будущего народа;
  • усилить влияние общественности и государственных программ на распространение марийского языка, культурного наследия народа в виртуальной среде; разрабатывать и продвигать проекты сетевой коммуникации на марийском языке;
  • разработать и реализовать систему мер по внедрению современных цифровых технологий в различные сферы жизни марийского народа

для продвижения вопросов развития семьи, образования и родного языка

  • инициировать разработку и реализацию целевых программ, проведение научных исследований в области марийского языка и литературы, способствующих сохранению, развитию и изучению родного языка и литературы, повышению качества образования;
  • содействовать укреплению духовно-нравственных ценностей марийского народа, его исторических и национально-культурных традиций с целью воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
  • активизировать роль семьи в обучении детей родному языку, уважению духовных традиций марийского народа с целью создания семейного языкового благополучия; культивировать традиционные национальные и общероссийские ценности среди детей, подростков и молодёжи в условиях семьи, детского сада, школы и профессиональных образовательных организаций;
  • содействовать образовательным организациям в вопросах создания интерактивных этнокультурных образовательных программ и проектов на марийском языке, продолжения практики проведения мероприятий на марийском языке в этнокультурных и языковых школах, на базе летних оздоровительных лагерей;
  • признать приоритетным использование информационных технологий в практике преподавания марийского языка и литературы; способствовать применению информационно-коммуникационных (цифровых) технологий для сохранения, развития и популяризации марийского языка и литературы, истории и культуры марийского народа, способствовать созданию электронных учебников и ресурсов;
  • способствовать формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, подростков и молодёжи с целью их самоопределения и профессиональной ориентации; создать модульные курсы на марийском языке по различным направлениям: по подготовке будущих писателей, поэтов, драматургов, критиков и т.д.

для сбалансированного развития этнокультурного пространства города и деревни

  • продвигать региональную долгосрочную Программу по устойчивому развитию сельских территорий, нацеленных на улучшение демографической ситуации, развитие социальной инфраструктуры;
  • активизировать работу по реализации федеральных целевых программ для закрепления молодых специалистов в сельской местности;
  • повышать имидж марийского села и городов путём разработки и продвижения этно- и территориальных брендов;
  • содействовать развитию инфраструктуры по развитию этнографического туризма;
  • привлекать инвесторов и поддерживать предпринимателей, занимающихся этнической проблематикой и готовых вкладывать средства в долгосрочные проекты на селе

 для сохранения и повышения роли в  духовном  развитии марийского народа

  • продолжить организационное развитие местных и региональных общин и организаций Марийской Традиционной Религии – Марий Юмыйӱла – в соответствии с законодательством Российской Федерации; в качестве важнейшей цели определить создание Всероссийской федеральной религиозной организации Марий Юмыйӱла – Марийской Традиционной Религии;
  • препятствовать оскорблению чувств верующих Марий Юмыйӱла, следующих наряду с общей для всех мари традицией своим местным обычаям; признать принцип «Единство в Вере» главным для всех приверженцев Марий Юмыйӱла; принцип «Мы разные, но мы единый народ» – главным для всех мари;
  • сотрудничать в вопросах вероисповедания с органами муниципальной и государственной власти, выстраивать с ними конструктивные отношения в вопросах организации молений, регистрации общин и организаций, охраны марийских священных рощ и мест молений;
  • сотрудничать с религиозными организациями других конфессий России в вопросах социального, духовного развития народа мари и всего российского общества.
  • инициировать строительство культового здания Марийской Традиционной Религии – Юмын Кудо

для повышения эффективности деятельности общественных организаций

  • при Мер Каҥаш создать Совет некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на изучение, защиту и популяризацию языка и литературы, культуры и традиций, истории народа мари;
  • активизировать взаимодействие с региональными и федеральными органами власти с целью эффективного решения актуальных проблем марийского народа;
  • активизировать грантовую и проектную деятельность марийских общественных организаций для достижения уставных целей;
  • усилить взаимодействие актива марийских общественных организаций с органами власти регионов;
  • вовлекать марийские общественные организации в реализацию федеральных и региональных программ, касающиеся сельской местности и патриотического воспитания; укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России,
  • активизировать сотрудничество марийских общественных объединений с национально-культурными организациями Российской Федерации.

Наделяя вновь избранный Марий Мер Канаш как высший всемарийский общественный координационный центр полномочиями и доверием народа, Съезд марийского народа поручает разрабатывать и обнародовать детальный план реализации принятых резолюций.

ЭСЕН ЛИЙ, МАРИЙ КАЛЫК!

Кидшер
Расскажите, что вы думаете по поводу этого текста