Надежда Эмыкан (Васильева) – молодая марийская поэтесса, подающая большие надежды в литературном творчестве.
В 2016 году выпустила сборник стихов под названием «Мый шошын ӱдыржӧ-улам» («Я – дочь весны»). Сборник состоит из трех частей. Первая называется «Ветру стану я подругой», вторая – «Ты вспомни меня», третья – «Бывает так, когда смеюсь, я плачу». Названия «говорящие», стихи в циклах объединяются общей идеей. В целом, поэтессу волнуют проблемы современности, вечные жизненные перипетии, связанные с любовными переживаниями, нравственные устои общества, экология, тема человека и природы.
Лирика поэтессы тесно связана с природными образами и явлениями. Среди часто встречающих явлений надо отметить образ ветра. Первая часть стихотворных произведений, вошедших в сборник, так и называется – «Ветру стану я подругой», где одноименное стихотворение является цементирующим все другие. Лирическая героиня данного произведения хочет стать «ветру подругой», «месяцу сестренкой», «заре ребенком», «ветра девицей». Создается ощущение, что она в полном единении с природой, ее дыхание сливается с дыханием матушки-природы. В такой момент она готова забыть даже верного друга:
На меня не обижайся.
Спать ложись. Со мной прощайся.
Стану ветра я девицей.
Я хочу с природой слиться [с. 15].
Стихотворение читается легко, кажется, что вместе с героиней совершаешь полет к звездам, месяцу, будто летишь вместе с ветром к небесам:
Ветру стану я подругой,
Радость с ним делить я буду [с. 15].
Образ ветра в ее лирике весьма разнообразен. То он очень подвижный, живой, иногда даже свирепый, порой грустный, нежный. Например, в стихотворении «Радость летних дней не в силах…» осенний злой ветер душу «марает черной сажей». Несмотря на это, героиня полна сил и энергии, она готова совершить чудо:
Грусть природы я закрашу
Яркой краской золотой.
Разбужу я солнце в небе,
Радуге верну цвета,
Заменю забор соседа
На резные ворота… [с. 29].
Поэтессе удалось показать характер переменчивого настроения героини, для этого она удачно пользуется цветовыми красками: «черной» («черная сажа») противопоставляется «белый» («белый снег»). Прием антитезы пронизывает весь текст: дождь – снег, радость – грусть, забор – резные ворота.
В стихотворении «Осень» образ ветра дан в ином ключе, он «будто взбесился»:
Снова ветки ломает,
Разодрал платье липы,
Обнажил угол сада [с. 33].
Чтобы показать характер действия ветра, автор пользуется глагольной формой. Удачными, на наш взгляд, являются следующие строчки стихотворения:
Краски алые с неба
Солнце в спешке срывает.
Сундучок свой волшебный
Лето вновь закрывает [с. 33].
В стихотворении «С небесных черных глаз бездонных» «закапал дождик горьких слез», а «у ветра алчного с ладоней» ворох листьев собирает ночь. С помощью удачных метафор автор создает образ ранней осени.
«Дорога домой» так называется еще одно произведение, где фигурирует образ ветра. Лирическая героиня спешит в родительский дом, в деревню. Здесь давно не ступала ее нога, и не только ее:
Вьется тропка, колышется поле.
Уж давно не видал здесь гостей
Ветер-страж, открывающий створы
Деревенских ворот каждый день [с. 39].
Ностальгия не только по отношению к родному очагу, но и к прошлому деревни выражена поэтом. Раньше каждая деревня огораживалась, ворота были своего рода границей, за пределами которой начинался другой мир. Нет давно тех ворот, деревня тоже меняется, мельчает, молодежь там не задерживается. Вместе с ней уходят в прошлое традиции, деревенская культура. Поэта тревожит мысль: нам не стать бы Иванами, не помнящими родства. Вот и держится за эту ниточку героиня стихотворения, здесь все мило ее сердцу: «ветерок нежно обнял меня», «вьется, радуясь, к дому дорога». Здесь и небосвод «синий-синий», и солнце «светлей». Пространственный мир стихотворения строится на таких деталях, как тропка, поле, ворота, луг, порог родного дома. Прием диалога, риторического обращения и восклицания придают тексту динамику, подчеркивают восторженность и чувство радости от встречи с родным краем и близкими людьми.
В любовной лирике Н. Эмыкан образ ветра используется широко. Художественная роль образа разнопланова. В стихотворении «Привет» ветер ассоциируется с проводником, который уносит любимому приветственное слово. Героиня шепчется «с ветром утренним» и душою улетает к сердечному другу:
Через реки, поля пролечу.
У зеленых лесов сил возьму,
Обгоню золотую зарю
И приветом в окно постучу… [с. 45].
Она с этим ветром не всерьез борется: «я приглажу тебе прядь волос».
В стихотворении «Средь множества дивных цветов хоровода…» образ ветра дан в ином ключе: он переворачивает дивную страницу жизни героини:
Сентябрь для нас был как теплое лето,
Природа нам пела друг друга любить.
Куда же ту сказку унес теплый ветер,
Вдруг ставший холодным дыханьем зимы? [с. 53].
Образ ветра в произведении «Не замоленный грех» связан с утраченной любовью, героиня задается вопросом: Иль ветра злая круговерть твоей души покой тревожит?».
В стихотворении «Коль снегом твой след запорошит…» образ используется два раза. В первом случае он выступает в роли разрушителя – «ветром развеет слова». Во второй строфе мы видим, что лирическая героиня ради встречи с любимым готова преодолеть все препятствия:
В пути мне преградой не будет
Ни стужа, ни ветер, ни град [с. 65].
Здесь образ связан с природным явлением, используется в прямом значении слова, как и в тексте стихотворения «Последнее письмо», где ветер кружит осенние листья. Но он должен унести прощальное «чеверын» любимому человеку, и героиня вслед ветру произносит имя возлюбленного.
Прием антитезы – очень частый в композиции многих произведений Н. Эмыкан. В частности, в стихотворении «Ты мне не сули белоснежные горы…» противопоставляются две стихии: край, где царит зима со снежными холодными ветрами, белоснежными горами, темными ночами, именно его хвалит возлюбленный, а лирической героине нет милее своего края. Он ассоциируется с теплым летом, где «нектар самых сладких и сочных плодов». Она не может «бога чужого о чем-то молить», «родной край оставить, покинуть, забыть». Ради этого она готова расстаться с любимым:
Другой обещай свои снежные горы,
Быть может, по сердцу ей станут ветра.
Милее всех северных снежных просторов
Мне теплого лета златая пора [с. 89].
Слово «ветер» в тексте повторяется несколько раз. Это «ледяной ветер», «далекий ветер», «ветер», который может стать «по сердцу».
В лирике поэтессы образ ветра выступает как в прямом, так переносном значении, чаще он выступает в роли дополнительной художественной детали к основному образу произведения («ветерок вечерний обнял плечи мне» [с. 71], «ветер слезы мои осушил» [с. 75], «в последний раз ветер меня приласкает, своими руками так нежно обняв» [с. 81], «а может быть ветром мне стать в спокойное небо взлететь» [с. 83], «ты со мной – ветер тихим стал вновь» [с. 85], «ветру бросаешь укор» [с. 99], «ветер злобно крикнул мне вдогонку» [с. 103], «ветер лечит душевные раны» [с. 111], «кого так ветер укоряет» [с. 114].
[su_note note_color=»#dddddd»]
Данная статья опубликована в научном сборнике Марийского государственного университета «Студенческая наука и ХХl век». — 2017 -№1 (14) с.154-156. [/su_note]
Николай Любимов