Марийцы

Народ угро-финской языковой группы, составляющий основное население Республики Марий Эл (прежнее название — черемисы).

Марийцы (прежнее официальное название — черемисы), являющиеся аборигенным населением республики, исторически сформировались к концу I первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языковой семье народов.

Марийцы — народ, живущий в России, коренное население Республики Марий Эл (290,8 тысяч человек по переписи 2010 года). Численность в России по данным переписи 2010 г. — 547 тыс. 605 человек.

Марийцы живут также в соседних областях Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 604 тысячи марийцев (данные той же переписи).

Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (лесные) и восточные. Горные марийцы живут на правом берегу Волги, луговые — на левом, восточные — в Башкирии и Свердловской области.

История

Этнический облик и особенности марийской культуры оформились во второй половине первого тысячелетия н.э. Но первое упоминание о марийцах относится к середине X века: в письме хазарского кагана Иосифа. Формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв. Соседями марийцев оказались русские, булгары и др.

В 1236 – 1242 гг. Восточная Европа подверглась мощному монголо-татарскому нашествию. Марийцы подчинялись Золотой Орде через булгарских феодалов и ханских даруг. Октября 1552 года часть марийцев приняли присягу на верность московскому царю. Но уже в декабре марийцы во многих местах восстали, а с весны 1553 года на всей Луговой стороне развернулось широкое национально-освободительное движение, растянувшееся на 30 с лишним лет (с перерывами) и получившее название «черемисских войн». В мае 1557 года приняли присягу верности русскому государству. Интеграция Марийского края в состав Российского государства продолжалась до конца XVI века. В 1584 году — был основан Царевококшайск как город-крепость, ныне город Йошкар-Ола. В республике бережно хранятся традиции, пришедшие из глубины веков. Достаточно сказать, что мари — это единственный народ в Европе, сумевший сохранить свою исконную языческую религию практически в неизменном виде.

Вопрос о создании марийской территориальной автономии был поднят в феврале 1920 г. по инициативе Центрального отдела мари при Наркомате по делам национальностей. 4 ноября 1920 г. Всероссийский национальный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли декрет об образовании Марийской автономной области (МАО) в составе РСФСР. В её состав вошли 45,9% марийского населения страны (в последующем территория области была расширена, что позволило включить в ее состав еще 12% мари).

Хозяйство марийцев

Уже к концу I — началу II тыс. н.э. носило комплексный характер, но главным было земледелие. В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII в. Наряду с трехпольной системой земледелия до конца XIX в. сохранялись подсечно-огневая и переложная. Марийцы возделывали зерновые (овес, гречиха, ячмень, пшеница, полба, просо), бобовые (горох, вика), технические (конопля, лен) культуры. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. Огородничество и садоводство носило потребительский характер. В традиционный набор огородных культур входили: лук, капуста, морковь, огурец, тыква, репа, редька, брюква, свекла. Картофель стали культивировать в первой половине XIX в. Помидоры начали разводить в советское время.

Садоводство получает широкое распространение с середины XIX в. в правобережье Волги среди горных марийцев, где были благоприятные климатические условия. Садоводство у них имело товарное значение.

Поселения и жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек — Волги, Ветлуги, Суры, Вятки и их притоков. Ранние поселения, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ (карман, ор) и неукрепленных селищ (илем, сурт), связанных родственными узами. Поселения были малодворными, что характерно для лесной полосы. Вплоть до середины XIX в. в планировке марийских поселений преобладали кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Переход от кучевых форм к рядовой, уличной планировке улиц происходил постепенно в середине — второй половине XIX в.

Интерьер дома был прост, но функционален, по боковым стенам от красного угла и стола располагались широкие лавки. На стенах подвешивались полки для посуды и утвари, перекладины для одежды, в доме было несколько стульев. Жилое помещение условно делилось на женскую половину, где находилась печь, мужскую — от входной двери до красного угла. Постепенно интерьер менялся — увеличивалось количество комнат, стала появляться мебель в виде кроватей, шкафов для посуды, зеркала, часы, табуретки, стулья, фотографии в рамках.

Численность и ареал

Всего: 557 000 чел.

Регион 2002 2010 2021

Россия

604 298 547 605

Марий Эл

312 178 290 863
Башкортостан 105 829 103 658

Кировская область

38 390 29 598

Свердловская область

27 863 23 801

Татарстан

18 787 18 848

Удмуртия

8985 8067

Ханты-Мансийский автономный округ

7309 7289

Нижегородская область

7757 6415

Пермский край

4121

Чувашия

4121
Казахстан 4416 (2009)
Украина 4130 (2001)
Белоруссия 416 (2009)
Латвия 229
Эстония 225

Марийский язык

Марийский язык относится к финно-угорской семье языков. В 2002 г. 464,3 тыс. марийцев говорили на родном языке. Выделяются четыре наречия: горное (правобережье и часть левобережья Волги), луговое (междуречье р. Б.Кокшаги и р. Вятки), восточное (к востоку от р. Вятки) и северо-западное (междуречье верховьев р. Ветлуги и среднего течения р. Вятки). На луговом наречии говорят 245,1 тыс. марийцев Республики Марий Эл, горном наречии — 17,8 тысячи. Марийскому языку около двух тысяч лет, он сформировался в начале I тыс. н. э. В нем сохранились древние слова финно-угорского праязыка III-II тыс. до н.э., индоевропейского, индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского, балтийского происхождения.

В 1920-е гг. марийский язык приобрел государственный статус» стал официальным языком областных и местных органов управления, делопроизводства, общественной жизни. Расширился выпуск газет и журналов, книг на марийском языке. Принятие Верховным Советом Марийской АССР 22 октября 1990 г. «Декларации о суверенитете», Закона «О государственных языках».

Народные календарные праздники

Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ.

Значительное воздействие на календарные праздники марийцев оказало христианство. С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) — к Рождеству, Кугече (Великий день) — к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) – к Петрову дню, Угинде (праздник нового хлеба) — к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Изобразительное искусство

Художественные традиции народа издавна существовали в форме различных видов и жанров народного декоративного искусства. Свое стремление к красоте, богатство творческой фантазии марийский народ проявлял в оформлении предметов быта и ритуала, одежды, в мелкой пластике и ювелирных украшениях. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа.

Персоналии

Марийский край богат талантливыми людьми. Стали известны далеко за пределами республики имена многих классиков марийской культуры. Именно Марийский край подарил России творчество композитора Андрея Яковлевича Эшпая и поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958). Основоположниками современного марийского искусства стали писатель Сергей Григорьевич Чавайн (Григорьев) (1888-1937) и композитор Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926). Обогатили марийскую культуру своими произведениями Николай Арбан, Олык Ипай, Тыныш Осып, Шабдар Осып, Яныш Ялкайн и др. Всемирно известен Йыван Кырля, киноактер и поэт.

Кидшер