Внутренняя политика в Республике Марий Эл

Историческая справка

Марий Эл как территориально-политическое образование, имеющее свои органы власти и управления, существует с начала 1921 года. Тогда начала функционировать Марийская автономная область, провозглашенная декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 4 ноября 1920 года. Но люди, человеческие коллективы жили здесь с давних времен. Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось формированием определенных общественных (родоплеменных и территориально-земляческих) связей, выделением групп наиболее активных, авторитетных людей, которые выполняли функции управления обществом. К рубежу первого и второго тысячелетий относится формирование древнемарийских племен (черемис). У них шел естественный процесс развития общественно-политических связей, что, в конечном итоге, могло привести к появлению ранних государственных образований. Но этого не произошло. Малочисленные, плохо вооруженные, слабо организованные, древние марийцы оказались вовлеченными в систему государственности других народов — более многочисленных, хорошо организованных и лучше вооруженных, испытывавших пассионарный подъем. Западные группы черемис стали данниками Киевской Руси и образовавшихся после ее распада русских княжеств, восточные группы были включены в зону политического влияния тюрков — Хазарского каганата, Волжской Булгарии, затем покорены татаро-монголами. И в том, и в другом случае политическая власть над марийскими землями была, видимо, лишь номинальной. Властвование над ними сводилось, в основном, к сбору дани и ясака с помощью местной феодализирующейся родоплеменной верхушки, которая и управляла своими сородичами.

К середине XVI века большая часть Марийского края входила в состав Казанского ханства. В результате его разгрома и последующего подавления сопротивления местного населения все марийские земли были включены в состав Русского государства. Таким образом, над Марийским краем установилась власть Московского царя, и стала утверждаться российская система управления.

В Московском государстве тогда существовала приказная система. Для управления территорией бывшего Казанского ханства был учрежден Приказ Казанского дворца. Он назначал в построенные в конце XVI века в Марийском крае города Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Уржум, Яранск воевод, которые обладали всей полнотой власти — военной, гражданской, судебной — в городах и причисленных к ним уездах. Воеводская администрация состояла из дьяков, подьячих, стряпчих и была исключительно русской. Низовыми звеньями административного управления являлись сотни, пятидесятни во главе с сотниками и пятидесятниками из среды местной верхушки (впоследствии постепенно сотни и пятидесятни преобразованы в обычные российские волости).

Связь с местным населением уездная администрация поддерживала через толмачей.

Все марийское население платило ясак. От него были освобождены «служилые черемисы», которые несли военную службу, но в управлении местным населением не участвовали.

Император Петр I учредил в России губернии. При этом вся территория Марийского края вошла в состав Казанской губернии, деление на уезды и волости осталось, в основном, прежним. Если раньше воеводы подчинялись непосредственно Москве, теперь они находились в ведении губернатора и его канцелярии. Важным в отношении управления было также то, что Петр I отменил ясак с марийцев, ясачных черемис юридически уравнял с русскими черносошными крестьянами, включив в число государственных крестьян, отменил также социальную группу «служилых черемис», включив их тоже в категорию государственных крестьян.

Екатерина II усовершенствовала губернское деление страны. Казанская губерния была разукрупнена. При этом около 60 процентов территории Марий Эл оказалось в составе Казанской, 30 — в составе Вятской, 10 — в составе Нижегородской губерний. Это значит, управление Марийским краем сосредоточилось в руках трех губернских администраций, что сохранялось до 1920 года, до образования Марийской автономной области. По екатерининской реформе уезды стали возглавлять капитан-исправники, города — городничие. Марийского края, как и других регионов, коснулось введение в 1864 году уездных земств, в 1870 году — городских дум. Эти новые органы местного самоуправления были лишены каких-либо политических прав, решали сугубо местные вопросы под контролем правительственной администрации.

В результате Февральской революции 1917 года в России был ликвидирован самодержавный политический режим. На местах власть перешла в руки комиссаров Временного правительства. При них были организованы органы местной исполнительной власти: в Царевококшайске — Комитет общественной безопасности, в Козьмодемьянске — Временный исполнительный комитет. Летом 1917 года возникли Советы, но они не приобрели властных и управленческих полномочий (никакого двоевластия в Марийском крае не было. — Прим. авт.).

В конце 1917 года — начале 1918 года вслед за губернскими центрами советы в уездах, затем в волостях взяли власть в свои руки. Как и по всей стране, советы Марийского края стали органами общегосударственной машины. Возникшие национальные организации «Марий ушем» властных функций не имели, являясь общественными и проводившими работу в основном в культурно-просветительской сфере. В 1918 году их деятельность во главе с Центральным союзом мари запретили. Параллельно, а затем и взамен их были созданы Комиссариат мари при Казанском губисполкоме, Центральный отдел мари при Наркомнаце, марийские секции и подотделы при уездных Советах, которым были приданы некоторые исполнительские функции культурно-просветительского, вернее агитационно-пропагандистского характера.

После захвата власти большевики создали в стране новую политическую систему. Старые государственные учреждения и органы самоуправления (земства) были ликвидированы и созданы новые органы, которые основывались на принципе соединения законодательной и исполнительной власти. Местное управление сосредоточилось в руках губернских и уездных органов советской власти. И «народные» суды не являлись самостоятельной ветвью власти, а формировались и утверждались исполнительной властью. Наиболее важные политические дела рассматривались ревтрибуналами и органами ЧК, которые вообще были выведены из ведения советов и действовали по согласованию с партийными органами. Вообще, в системе власти и управления с установлением однопартийной диктатуры главную роль играли не советы, а партийные комитеты РКП(б), которые направляли деятельность советских органов.

Систему центральных и местных органов власти закрепила Конституция РСФСР 1918 года. В соответствии с ней советская власть представляла единую систему органов государственной власти, построенную по принципу демократического централизма. Инструкция НКВД «О правах и обязанностях Советов» регулировала деятельность местных советов: взаимоотношения центральных и местных органов власти строятся на принципе демократического централизма, в компетенцию местных советов входят управление на конкретной территории в административной, хозяйственной, финансовой, культурно-просветительской сферах и обслуживание «всех сторон местной жизни» на своей территории.

Уездные советы осуществляли в Марийском крае управление населением и проводили в жизнь постановления и распоряжения центральной и губернских властей через отделы своих исполнительных комитетов, среди которых важную роль играл отдел управления, координировавший работу всего аппарата по выполнению решений исполкома и вышестоящих органов. В 1921 году Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета отмечал, что в условиях гражданской войны часто деятельность исполкомов подменялась решениями узких коллегий президиумов исполкома: как правило, в уездах из трех человек. Или вообще власть сосредотачивалась в руках чрезвычайных органов, военно-революционных комитетов, создаваемых во время особого обострения общественно-политической обстановки. Так было, например, в Краснококшайске в августе-октябре 1918 года, в апреле-июле 1919 года.

В политике Коммунистической партии и советской власти особое значение имел учет фактора многонациональной страны. Одним из аспектов советской национальной политики был принцип областной (территориальной) автономии для местностей с особым национальным составом. Он был применен и в отношении Марийского края. Как отмечалось выше, со времен екатерининской губернской реформы территория Марий Эл находилась в составе Казанской, Вятской, Нижегородской губерний. Это значит, что и органы государственной власти и управления были разобщены между тремя губерниями, что не давало возможности учитывать особенности национального состава населения и хозяйственно-экономическую специфику территории.

Марийские общественные деятели провели большую подготовительную работу по образованию в составе РСФСР Марийской автономной области в соответствии со статьей Конституции РСФСР, которая провозглашала: «Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные области, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы».

В декрете ВЦИК и СНКРСФСР от 4 ноября 1920 года «Об образовании автономной области марийского народа» ничего не говорилось об органах власти и управления во вновь организуемой административно-территориальной единице. Об этом сказано в декрете от 25 ноября 1920 года «Об автономной области марийского народа». В нем предусматривалось создание Революционного комитета как временного органа власти и управления на территории МАО до созыва первого областного съезда советов.

Персональный состав Ревкома начал оформляться еще до этого. На Всероссийской конференции коммунистов-мари в июле 1920 года при обсуждении вопроса об «административном выделении мари» в состав будущего Ревкома были намечены В.А. Мухин, П.В. Сапожников, А.В. Григорьев, И.П. Петров, И.Н. Смирнов. Но в ЦК РКП(б) с этим предложением не согласились. 26 ноября на заседании Оргбюро членами Ревкома МАО были намечены И.П. Петров, С.А. Черняков, А.В. Григорьев, а двух других поручено подобрать секретариату ЦК. Этими двумя стали В.А. Мухин и В.М. Моисеев. В таком составе и был утвержден Ревком Марийской автономной области декретом ВЦИК 5 января 1921 года. Он начал свою деятельность 14 января, при этом вместо руководителя Козьмодемьянских коммунистов А. В. Григорьева был кооптирован секретарь Краснококшайского укома РКП(б) И.Н. Смирнов.

Приоритетной в работе Ревкома на начальном этапе являлась проблема формирования областного аппарата исполнительной власти и управления: как в областном масштабе, так и в кантонах — МАО была разделена в административном отношении на 3 кантона. В Козьмодемьянске это ограничилось простым переименованием уездного исполкома советов в кантонный исполком. Заново создавался кантонный аппарат управления в Сернурском кантоне, образованном из отошедших к МАО частей Уржумского и Яранского уездов: там был образован временный кантонный Ревком. Принципиальной перестройке подвергся аппарат власти и управления в Краснококшайске. С целью «экономии средств» отделам уездного исполкома были приданы функции областных органов при оставлении за ними соответствующих функций уездных органов. (Но вскоре от такого «совмещения» пришлось отказаться.)

Хотя в декрете от 5 января 1921 года основной задачей Ревкома были намечены подготовка и проведение первого областного съезда Советов, сразу же после приема территорий от Вятской и Нижегородской губерний на Ревком легли функции управления областью. С самого начала в составе Ревкома были образованы самые необходимые органы: отдел управления, а в его составе областное управление милиции, продовольственный, земельный, финансовый отделы, народного образования, здравоохранения, областная Чрезвычайная комиссия, ревтрибунал и др. Этим было положено начало формированию аппарата областного исполкома, созданного первым областным съездом Советов, который состоялся 21-24 июня 1921 года.

Советская национальная автономия — самостоятельное осуществление государственной власти национально-территориальным образованием, отличающимся национальным составом. Но эта самостоятельность была ограниченной, условной. Автономная область являлась административной автономией, только с функциями управления, она не могла иметь свои законы. Но нельзя ее считать простой, обычной административной единицей. Это начальная ступень государственности марийского и других малочисленных народов (о государственности можно говорить лишь в отношении автономной республики).

Структура органов власти и управления автономной области строилась в соответствии с общероссийской.

Первоначально, в период провозглашения марийской автономии, правовой статус автономной области еще не был определен (о МАО прямо указывалось, что это дело будущего. — Прим. авт.). Единственное, что сразу четко было определено: исполкомы автономных областей наделяются правами губисполкомов. Правовой статус новых национально-территориальных единиц был определен с принятием «Положения об автономной области».

Высшим органом государственной власти в автономной области в соответствии с Конституцией РСФСР и «Положением об автономной области» являлся областной съезд советов, который избирал исполком («на правах губисполкома»). Он одновременно выступал и органом представительной власти, и органом исполнительный власти. В период между съездами облисполком выступал в роли высшей государственной власти на территории области, а между его сессиями, созывавшимися три раза в год, эту роль исполнял президиум областного исполкома, который работал постоянно и состоял, в основном, из работников исполнительного аппарата.

Статья 64 Конституции РСФСР определяла основные задачи исполкомов местных советов: принятие мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; составление и утверждение местных бюджетов; проведение в жизнь постановлений соответствующих высших органов советской власти.

Выполнение этих задач осуществлялось посредством принятия постановлений и проведением их в жизнь.

Облисполком являлся исполнительным и распорядительным органом местной власти, работающим на основе актов центральной власти. Он руководил деятельностью управлений и отделов в различных сферах жизни общества, направлял и контролировал деятельность нижестоящих органов управления. Свои постановления и распоряжения он принимал и издавал на основе и во исполнение действующих советских законов, постановлений и распоряжений Совнаркома РСФСР, проверял их исполнение на территории области. Органы исполнительной власти и управления находились в двойном подчинении — своему облисполкому и соответствующему Наркомату РСФСР. Это касалось, в первую очередь, отделов финансов, внутренних дел, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ЧК ГПУ, т.е. тех сфер, где требовалась наибольшая централизация. В то же время такие отраслевые отделы, как земельный, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, имели определенную автономию, с учетом местной специфики. Таким образом, проводилась линия на разграничение сфер деятельности общероссийских и местных органов власти.

Следует иметь в виду, что над всеми органами власти и управления на всех уровнях стоял партийный аппарат, хотя конституционно это в тот период не было закреплено. Все более или менее важные решения принимались облисполкомом только после соответствующего решения обкома партии.

В 1921-1922 годах в работе Марийского облисполкома и обкома РКП (б) большое место занимала борьба с голодом, лесными пожарами, в последующие годы с их последствиями. Специфику деятельности исполнительной власти МАО в 20-е годы составляла также забота о кустарной промышленности, что было связано с большим ее удельным весом в хозяйстве области. Большое внимание уделялось языковому строительству, коренизации аппарата.

В 1925 году была принята новая Конституция РСФСР. В ней имелась специальная глава, определявшая статус и положение автономных республик и областей, структуру и порядок организации органов власти и управления. Сложившаяся практика ограниченного понимания автономии, тенденция к авторитарной централизации была здесь закреплена конституционно.

В последующем в центре деятельности Марийского облисполкома находились проблемы проведения в жизнь указаний центра по индустриализации, коллективизации сельского хозяйства. Важной задачей было обеспечение финансовых поступлений для выполнения намеченных планов. В сложных условиях 20-х — начала 30-х годов принимались меры по обеспечению политической стабильности, в чем все более заметное место стали занимать методы командования, администрирования. Намеченные планы и темпы строительства социализма в стране не удавалось выдерживать, многие планы срывались.

Все это вызывало социальное напряжение в обществе. В связи с этим у властей появилось желание возложить вину за неудачи на «врагов» и «вредителей».

Это достигалось усилением репрессивных мер со стороны государства, укреплением карательных органов. Указаниями из центра в этом отношении руководствовались органы исполнительной власти Марийской автономной области.

В 1928 году в СССР было реорганизовано административно территориальное устройство. В ходе этого Марийская автономная область была включена в Нижегородский край. Это вело к значительному сокращению и без того урезанных прав и полномочий областной исполнительной власти, хотя принятое тогда Положение «О взаимоотношениях между автономными областями, вошедшими в состав краевых (областных) объединений, и органами краевой (областной) власти» провозглашало сохранение прав автономных областей, записанных в Конституции. Если раньше органы исполнительной власти непосредственно были связаны с Москвой, то теперь решение вопросов проходило дополнительную ступень — через краевой центр. Сужение полномочий, в первую очередь, коснулось вопросов планирования и финансирования. Нижегородский (Горьковский) край был расформирован в связи с принятием новой Конституции СССР 5 декабря 1936 года. В соответствии с ней же Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Это привело к переименованию органа исполнительной власти: Марийский областной исполком стал называться Исполкомом Марийской АССР. Переименование автономной области в республику формально означало повышение статуса и компетенций ее органов власти и управления. Но этого не произошло, потому что в стране полностью утвердилась сверхцентрализованная командно-административная система, при которой местные руководящие органы были низведены до роли простых исполнителей воли центра и лишены всякой самостоятельности.

По новой Конституции был провозглашен переход к новой системе органов государственной власти. В переходный период Исполком МАССР являлся высшим законодательным и исполнительным органом власти в республике. Но в связи с этим ничего не изменилось ни в принципах его деятельности и его функциях, ни даже в составе. Изменения в составе исполкома в это время были связаны не с изменениями в его положении и функциях, а с массовыми политическими репрессиями, которые обрушились тогда на нашу страну и в ходе которых, наряду с другими категориями граждан, пострадали многие представители исполнительной власти. Органы НКВД имели особое положение в системе органов власти и управления.

В соответствии с новой Конституцией СССР в 1937 году была принята новая Конституция РСФСР. Первая Конституция МАССР, разработанная в полном соответствии с общесоюзной и российской, была принята Чрезвычайным съездом Советов Марийской АССР 21 июня 1937 года. Марийский край получил по ней статус автономного государства.

По новой конституционной системе была установлена новая система органов власти и управления, проведено некоторое разграничение, разделение законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательным органом республики был объявлен Верховный Совет, исполнительную власть республики возглавил Совет Народных Комиссаров, утвержденной первой сессией Верховного Совета Марийской АССР 31 июля 1938 года.

За период 1921-1938 годы органы исполнительной власти и управления провели большую разностороннюю работу во всех сферах жизни в соответствии с планами строительства социалистического общества.

Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, декларировала установление народовластия в стране в лице Советов депутатов трудящихся. При этом формально проведено разделение власти на законодательную — Верховный Совет СССР и исполнительную — Совет Народных Комиссаров. Аналогично строилась структура власти в союзных и автономных республиках. Конституция Марийской АССР, принятая 21 июня 1937 года, в полном соответствии с Конституциями СССР и РСФСР установила, что высшим законодательным (представительным) органом власти в республике является Верховный Совет МАССР, а в перерывах между его сессиями — его Президиум, высшим органом исполнительной власти становится Совет Народных Комиссаров Марийской Автономной Советской Социалистической Республики.

Избранный 26 июня 1938 года Верховный Совет Марийской АССР на первой сессии (26-29 июля 1938 года) утвердил Совнарком республики в составе 17 человек во главе с Я.И. Абрамовым. Народные комиссариаты по сферам и отраслям жизни были образованы на основе преобразования отделов Исполкома.

Но фактически ведущая роль принадлежала ВКП(б), а в масштабе автономной республики — обкому ВКП(б), ибо Коммунистическая партия по Конституции была провозглашена «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». В обкоме партии были созданы отраслевые отделы, которые фактически направляли деятельность наркоматов, управлений, отделов Правительства. Произошло полное сращивание, функциональное переплетение партийного аппарата и государственно-управленческих структур при полном партийном контроле. Все решения Совнаркома (с 1946 года — Совета Министров) принимались только с предварительного одобрения обкома партии, а по наиболее значимым вопросам они оформлялись как совместные постановления Правительства и бюро обкома ВКП(б).

Другая особенность деятельности исполнительной власти Марийской АССР в годы сталинского режима заключалась в том, что Совнарком (Совет Министров) республики в условиях жесткой централизации принимал решения почти исключительно только по выполнению постановлений Центрального Правительства.

Во второй половине 1938 года еще сохранялось особое положение Наркомата внутренних дел и продолжались массовые репрессии, означавшие полное игнорирование прав и свобод советских граждан, записанных в Конституции. С начала 1939 года проведена показная кампания по устранению перегибов «ежовщины», и в Марийской АССР несколько десятков несправедливо репрессированных работников было освобождено из заключения, некоторые наиболее рьяные проводники государственного террора (как, например, А.И. Карачаров и несколько его подручных из НКВД) были осуждены.

Партийно-советские органы в условиях тотального контроля над обществом занимались всеми вопросами, регламентируя все до мелочей. Это касалось и экономики, и культуры, и социальной жизни.

В условиях военного времени в структуре органов исполнительной власти в Марийской АССР изменений по существу не произошло, если не считать создания некоторых временных органов, связанных с размещением и устройством эвакуированного населения. Специфику данного периода составляют документы об организации в республике спецпоселков для депортированных польских граждан, крымских татар, лагерей для военнопленных германской армии. Патриотизм и жертвенность трудящихся, слаженная работа органов власти и управления обеспечили достойный вклад жителей Марийской АССР в дело победы в Великой Отечественной войне.

В трудные послевоенные годы вся деятельность партийно-советских органов была направлена на преодоление последствий войны. Вплоть до смерти И.В. Сталина в 1953 году принципы, методы и формы их работы оставались прежними, присущими сложившемуся политическому строю, командно-административной системе. Большая роль в выполнении намеченных планов отводилась, наряду с жесткими мерами принуждения, как показывают документы, также опоре на «энтузиазм» масс, на «социалистическое соревнование». Особенное место в деятельности органов власти и управления Марийской АССР занимала постоянная забота о развитии лесозаготовительной промышленности. В бедственном состоянии находилось колхозное крестьянство, сельское хозяйство. Хотя по исправлению положения в этой сфере в республике принимались партийно-советскими органами многочисленные решения по реализации постановлений ЦК КПСС и СМ СССР (см. док. № 153, 161, 164, 165), они не могли привести к изменению ситуации.

После 1953 года в деятельности местных органов власти произошли некоторые изменения в направлении повышения их самостоятельности. Появились новые методы, связанные с частичным отходом от внеэкономического принуждения, в руководстве сельским хозяйством. Особенно заметно роль местных органов исполнительной власти поднялась в руководстве промышленностью и строительством после организации совнархозов.

Противоречивые тенденции хрущевской «оттепели», связанные с борьбой старого с новым, отразились в деятельности и высшего руководства страны, и в работе местных партийно-советских органов. В этих условиях для дальнейшей стабилизации ситуации в стране был взят курс на формирование новой идеологии, на обоснование наступления нового периода в истории нашей страны. Это было сделано с принятием новой Программы КПСС, в которой перед партией и Советским государством были поставлены задачи «развернутого строительства коммунизма», что стало определять содержание деятельности и исполнительной власти в центре и на местах.

Период 1938-1961 годов был насыщен крупнейшими событиями, поворотными моментами, определявшими работу и партийных органов, и структур исполнительной власти и управления, чтобы обеспечить максимально возможное в тех условиях развитие советского общества.

Период 1961-1991 гг. насыщен крупными, сложными, противоречивыми событиями общественно-политического, социально-экономического, культурно-идеологического развития Советского Союза и всех его регионов.

«Руководящей и направляющей силой» советского общества являлась Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), от имени которой страной правила номенклатура. Партийно-чиновничий аппарат в полной мере сосредоточил в своих руках всю полноту власти и использовал ее в сложных условиях «холодной войны» и международного противостояния для укрепления и развития страны. В этот период сохранялось полное сращивание партийных и государственных руководящих органов и структур. Это выражалось, в частности, в том, что по наиболее важным вопросам общественного развития принимались совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а на республиканском уровне — постановления бюро областного комитета КПСС и Совета Министров республики. Основные вопросы жизни республики рассматривались на областных партийных конференциях, пленумах обкома КПСС, собраниях партийного актива. В их решениях и не скрывалось партийное руководство органами исполнительной власти и управления, обычным было выражение «Обязать Совет Министров, министерства и ведомства». Выражением общих принципов руководства было и образование в феврале 1963 года, как и по всей стране, Комитета партийно-государственного (в последующем — «народного») контроля обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР.

Хрущевский эксперимент по разделению областей и краев на промышленные и сельскохозяйственные коснулся автономных республик в меньшей степени. В Марийской, как и в других республиках, был сохранен единый Совет Министров (как, впрочем, и один обком партии с двумя бюро), хотя административно-территориальное деление было перекроено.

В содержательной части деятельность органов власти и управления в 1960-1980-х годах являлась продолжением той же политической линии, которая была характерна для предшествующего периода, несмотря на некоторую либерализацию общественной жизни в ходе продолжавшейся хрущевской «оттепели». После смещения Н.С. Хрущева с руководящих постов принципы жесткой централизации были возвращены в государственную практику. Решения республиканского Правительства, за исключением мелких вопросов сугубо местного значения, представляли собой конкретизацию установок ЦК КПСС и Совета Министров СССР или бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, партийных съездов и пленумов ЦК КПСС. Законодательные основы и принципы деятельности Правительства республики и других органов исполнительной власти оставались прежними.

В теоретической разработке перспектив развития страны стержневой формулой было учение о «полной и окончательной победе социализма» и о начавшемся «развернутом строительстве коммунизма» (позже было дополнено концепцией «развитого социализма»).

В соответствии с этим формулировались задачи деятельности партийных и государственных органов, общественных организаций.

В октябре 1961 года состоялся XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, который принял новую Программу КПСС. В ней был подробно изложен план построения коммунистического общества, расписано поэтапное всестороннее развитие советской страны по пути социально-экономического прогресса, всемерного повышения благосостояния трудящихся. Соответственно этому ставились задачи совершенствования социалистического общества, задачи практической деятельности не только партийных, но и государственных органов. Программа КПСС декларировала повышение роли государственных органов власти и управления, расширение их компетенций и деятельности на демократической основе, а также возрастание общественных начал в работе государственных органов.

Органы исполнительной власти Марийской АССР после XXII съезда КПСС совместно с обкомом партии в полном соответствии с партийными установками и директивами разрабатывали мероприятия по осуществлению в республике решений Коммунистической партии. В общем русле политики по «развернутому строительству коммунизма» и «совершенствованию общества развитого социализма» большое внимание уделялось укреплению материально-технической базы производства, внедрению достижений технического прогресса в промышленности и строительстве. В связи с отставанием в республике аграрного сектора необходимо было сосредоточить усилия на развитии сельского хозяйства, на укреплении колхозов и совхозов. Настойчивая совместная работа партийных и советских органов имела положительные результаты. Со второй половины 1960-х годов Марийская АССР по многим показателям сельскохозяйственного производства вышла на передовые рубежи в стране. Здесь появились одни из первых в СССР крупные механизированные и автоматизированные животноводческие комплексы и птицефабрики, передовой опыт которых пропагандировался в центральной печати, по всесоюзному радио и телевидению, изучался представителями других регионов. Значительные достижения имелись в культурно-образовательной сфере (первая национальная опера, первый балет, открытие университета и др.). Во всем этом проявились результаты деятельности Марийского обкома КПСС и Правительства республики, других органов власти и управления, трудовых коллективов. Хотя рассматриваемый период в современной общественно-политической литературе и публицистике характеризуется как период «застоя», в истории Марийской республики это были годы значительных достижений, поступательного движения вперед.

В 1977 году была разработана и принята новая Конституция СССР, получившая название Конституции развитого социалистического общества. В начале 1978 года стала действовать новая Конституция РСФСР. На их основе была составлена и принята 27 мая 1978 года новая Конституция Марийской Автономной Советской Социалистической Республики. В ней подробнее, по сравнению с прежней Конституцией, были изложены полномочия Совета Министров республики, определена его структура, в том числе введено новое положение о Президиуме Совета Министров, что должно было способствовать повышению оперативности в деятельности Правительства.

В годы «перестройки» второй половины 1980-х годов волны демократизации постепенно стали доходить и до Марийской республики, заметно стала проявляться тенденция к освобождению местных органов власти и управления от всеобъемлющего диктата Центра. Вслед за союзными республиками и автономные республики объявили о своем суверенитете. 22 октября 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Марийской ССР, из официального названия республики было исключено слово «автономная». Высший орган исполнительной власти республики стал называться Совет Министров Марийской Советской Социалистической Республики.

Серьезным испытанием для исполнительной власти республики стали дни августовского путча 1991 года в Москве. Председатель Совета Министров Марийской ССР Г.С. Петров получил из Москвы от ГКЧП предписание организовать в республике местный орган чрезвычайной власти. Но, в отличие от руководства республиканского комитета КП РСФСР, Правительство и Президиум Верховного Совета республики заняли выжидательную позицию, и такой орган не был создан, хотя известно, что в обкоме партии такая работа была начата.

В условиях развала прежней системы власти и управления, приостановки и последующего запрещения в стране деятельности КПСС начался в Марийской республике переход к новой — президентской системе власти и управления, как и во многих других бывших автономных республиках. В октябре 1991 года Верховный Совет Марийской ССР принял Закон «Об учреждении поста Президента Марийской ССР». В связи с этим 24 декабря 1991 года Совет Министров республики заявил о сложении своих полномочий. Начинался новый этап истории исполнительной власти Марийской республики.

Начало 1990-х годов было связано с глубоким реформированием всей общественно-политической, социально-экономической, культурно-идеологической жизни страны, сопровождалось глубоким системным кризисом и поиском выхода из него. Деятельность органов власти Марийской республики определялась этим обстоятельством, ибо ее, как составную часть Российской Федерации, не могли миновать те потрясения, которые охватили всю страну.

В этот период структурным изменениям подверглись органы республиканской власти. Установление президентской формы управления происходило в условиях утверждения демократических принципов гласности, многопартийности, альтернативности выборов. В президентской форме управления многие тогда видели возможность более эффективного проведения реформ, снижения влияния при принятии местных решений со стороны Федерального центра. Выборы первого Президента республики прошли в декабре 1991 года. В первом туре никто из трех кандидатов не набрал необходимого количества голосов. При повторном голосовании 14 декабря на высший руководящий пост в республике был избран Владислав Максимович Зотин.

Экономическая ситуация, сложившаяся в республике к началу 1992 года, была сложной, углублялась разбалансированность социально-экономической сферы, происходил спад объемов производства во всех отраслях экономики.

Демократическое реформирование в российской федеративной системе привело к децентрализации власти и управления. Это означало не только ослабление вмешательства Федерального центра в деятельность органов власти субъектов федерации, но и привело к понижению внимания к их реальным нуждам и проблемам. В Республике Марий Эл (такое название утверждено Законом Республики Марий Эл № 306-Ш от 8 июля 1992 года) в экономике большой удельный вес занимали предприятия военно-промышленного комплекса. В результате кардинального пересмотра российской внешнеполитической и военной доктрины объем заказов для предприятий оборонной отрасли резко сократился. В итоге к 1996 году объем промышленного производства снизился до 40 процентов от уровня 1991 года. Резко возросла безработица, увеличились задержки зарплаты.

В это же время в России были проведены мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции в экономике, ускоренной приватизации объектов экономики и жилищного фонда, были «отпущены» цены, проведена «шоковая терапия», что вызвало взлет инфляции. Все это привело к росту социальной напряженности в обществе. Попытки Президента и Правительства Республики Марий Эл противостоять этим явлениям, стабилизировать ситуацию заметных результатов не имели. Собственных ресурсов республики на фоне ослабления федеративных связей для преодоления возникших кризисных проявлений было недостаточно.

Администрация В.М. Зотина принимала меры по поддержке новых форм хозяйствования, общественного производства (акционирование, кооперативы, малые предприятия, фермерство и т.п.).

В 1993 году в связи с острым противостоянием на российском уровне законодательной и исполнительной власти в руководящих органах республики преобладала консолидационная линия, обусловленная общими интересами. После Указа Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о реформировании политической системы состоялось совместное заседание Президиума Верховного Совета и Правительства республики, которое заняло нейтральную позицию, высказалось за одновременное проведение выборов Верховного Совета и Президента Российской Федерации.

При подготовке проекта и принятии новой Конституции Республики Марий Эл Президентом Республики Марий Эл был предложен вариант принятия нового Основного Закона республики Конституционным собранием с участием депутатов всех уровней. 23 июня 1995 года Конституционное собрание приняло Конституцию Республики Марий Эл. Она предоставила большие полномочия Президенту и органам исполнительной власти.

Социально-экономическая ситуация в республике продолжала оставаться напряженной. В такой обстановке приближались сроки новых президентских выборов. Президент и Правительство Республики Марий Эл предпринимали попытки разрядить напряженность в обществе. 10 октября 1996 года был принят Указ «О неотложных мерах по стабилизации обстановки в Республике Марий Эл».

В этот период значительную активность проявляло общественное демократическое движение «Марий ушем», и В.М. Зотин сделал ставку на эту общественно-политическую силу в предвыборной борьбе. Это добавило к общей напряженности в республике дополнительно еще национальный фактор. 22 декабря 1996 года состоялись выборы, и в результате повторного голосования 4 января 1997 года Президентом Республики Марий Эл был избран Вячеслав Александрович Кислицын.

Новая администрация начала свою деятельность в условиях тяжелой социально-экономической ситуации, спада производства, снижения уровня и реальных доходов большинства населения республики. Обещания исправить социально-экономическую ситуацию в республике оказались трудновыполнимыми. Как показывают публикуемые документы, Правительство республики принимало решения, но их реализация была малоэффективной. Обстановка продолжала ухудшаться во всех сферах, особенно в сельскохозяйственном производстве.

Социально-экономическое положение республики во многом зависело от макроэкономической ситуации в стране. В условиях ослабления государственной поддержки из Федерального центра собственные усилия по налаживанию нормального функционирования различных структур экономической и общественной жизни не принесли заметных результатов. Особенно отрицательно сказалось влияние финансового кризиса 1998 года. Спад промышленного производства, кризис аграрного сектора, снижение уровня жизни населения продолжались. Антикризисные мероприятия позволяли только удерживать экономику и социальную сферу «на плаву». Руководство республики оказалось не в состоянии противостоять разрушительным процессам и тенденциям, которые были характерны для всей страны, но в конкретных условиях небольшой дотационной республики, небогатой естественными ресурсами, сказывались особенно тяжело. Социально- экономическое состояние Республики Марий Эл признавалось тогда «кризисным». Доверие основной массы населения республики в отношении В.А. Кислицына было утеряно.

Во время новых президентских выборов в декабре 2000 года победу одержал Леонид Игоревич Маркелов. Избрание Президентом Республики Марий Эл Л.И. Маркелова и начало его президентской деятельности совпало по времени с серьезными структурными изменениями в исполнительной власти в России. В рамках укрепления «вертикали власти», преодоления децентрализации государственного управления в стране большое значение для начала стабилизации в республике приобрело упрочение связей с Федеральным центром. Общероссийские консолидационные процессы начала XXI века благотворно сказались на деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл. Это способствовало формированию устойчивых положительных тенденций по выходу из затянувшегося социально- экономического кризиса. Политические силы, пришедшие к руководству республикой, начали проводить новую стратегическую линию по выводу республики из состояния стагнации. Была разработана и утверждена «Концепция программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы» (она затем дополнялась и конкретизировалась применительно к последующим этапам). Программа предусматривала превращение Республики Марий Эл из республики с депрессивной экономикой в регион с перспективной экономикой, обеспечивающей достижение на каждом этапе реализации программы конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния.

Большое место в правительственной политике заняла разработка долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на всестороннее развитие республики. Республика Марий Эл постепенно стала во всех сферах общественной жизни набирать устойчивые темпы развития (оздоровление финансового положения, газификация сельской местности, строительство спортивных сооружений, сохранение культурного наследия и т.д.).

В 2004 году Леонид Маркелов населением республики был избран Президентом Республики Марий Эл на второй срок. В данный период деятельности Президентом и Правительством Республики Марий Эл был намечен комплекс мер по дальнейшему развитию экономики и социальной поддержке населения — разработка республиканских целевых программ, участие республики в реализации приоритетных национальных проектов, привлечение инвестиций в экономику. Реализация мероприятий привела к устойчивому росту основных экономических показателей и уровня жизни населения: индекса промышленного производства, объема производства сельскохозяйственной продукции, ввода в действие жилых домов, среднемесячной заработной платы и др. Республика Марий Эл из глубоко депрессивного превратилась в один из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа и Российской Федерации. Были сформулированы четыре основных приоритета политики, проводимой Правительством республики, — развитие всех отраслей экономики, рост доходов населения, улучшение качества жизни людей и возрождение духовности. В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства республики в 2007 году, определена ее конечная цель — рост благосостояния населения.

В условиях новой системы утверждения глав субъектов Российской Федерации (не путем выборов населением, как прежде), с учетом положительных результатов деятельности, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев представил кандидатуру Леонида Маркелова на должность Президента Республики Марий Эл на третий срок. Государственное Собрание республики в декабре 2009 года приняло постановление о наделении Маркелова Леонида Игоревича полномочиями Президента Республики Марий Эл сроком на 5 лет. Законом Республики Марий Эл от 8 июля 2011 года № 26-3 было изменено наименование должности высшего должностного лица Республики Марий Эл «Президент Республики Марий Эл» на «Главу Республики Марий Эл».

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кидшер