Аэропорт Йошкар-Ола имени Андрея Эшпая — аэропорт города Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл. Имеет статус аэропорта федерального значения. Находится в 7 км к северу от города на территории Медведевского района Марий Эл.
Аэропорт способен принимать чартерные и заказные рейсы, имеет общий сертификат на аэропортовую деятельность, способен обслуживать до 5 самолётов (пассажирские воздушные суда) и до 100 пассажиров в час.
В советское время совершались регулярные и летние рейсы во многие города страны (Анапа, Воронеж, Иваново, Ленинград, Москва, Минеральные Воды и др.), а также (на самолётах Ан-2) в ряд населённых пунктов республики.
История
В аэропорту до своего банкротства базировался ФГУП «Йошкар-Олинский Объединённый Авиационный Отряд». 25 мая 2008 года предприятие было исключено из реестра государственной регистрации юридических лиц. Лётный отряд и отряд бортпроводников был расформирован в 2001 году. Воздушные суда были частично проданы либо переданы в аренду с правом последующего выкупа. Перед банкротством на балансе авиаотряда остались два самолёта Ан-24 с выработанными ресурсами и шесть Ан-2, два из которых подлежали списанию, а четыре остальные нуждались в капитальном ремонте.
Работа по подготовке аэропорта к регулярному приёму самолётов началась в феврале 2007 года, когда было создано госучреждение «Аэропорт Йошкар-Ола», а в республиканский бюджет на 2008 год были заложены средства на содержание аэропорта в связи с планируемым выкупом имущества обанкротившегося ФГУП.
В феврале 2008 года ГУП «Аэропорт Йошкар-Ола», специально учреждённое Республикой Марий Эл, приобрело имущественный комплекс ФГУП за 23,5 млн руб. Покупка и последующая реконструкция аэропортового комплекса позволила после почти девяти лет простоя возобновить постоянное воздушное сообщение с Москвой.
17 апреля 2009 года регулярные рейсы в Москву снова были прекращены, так как не обеспечивался необходимый пассажиропоток.
С 1 ноября 2010 года после перерыва возобновлено регулярное сообщение с Москвой (аэропорт Домодедово). Ввиду отсутствия в аэропорту базовой авиакомпании рейсы выполняются татарстанской авиакомпанией «Ак Барс Аэро» на самолёте Як-40 с понедельника по пятницу.
С 1 января 2012 года регулярные рейсы в Москву отменены. Правительство республики (как владелец аэропорта) продолжает попытки привлечь авиакомпании и организовать регулярные рейсы в аэропорт.
С 11 апреля 2012 года регулярные рейсы возобновлены (на самолётах ATR 72 авиакомпании «ЮТэйр»).[3]
В 2014 году в рамках программы региональных авиаперевозок авиакомпания «Ак Барс Аэро» выполняла полёты из Йошкар-Олы в Самару и Уфу.
Со 2 августа 2015 года регулярное авиасообщение по маршруту Йошкар-Ола — Москва (аэропорт Домодедово) возобновлено. Рейсы выполнялись авиакомпанией «РусЛайн» 6 раз в неделю на самолёте Bombardier CRJ200 и Embraer EMB 120 Brasilia. Прекращено с 31 декабря 2015 года.
С 22 июля 2019 года авиасообщение с московским аэропортом Внуково открыто авиакомпанией «РусЛайн». С января 2020 года действует рейс в Санкт-Петербург. В 2021 году «РусЛайн» открыл продажу билетов на рейсы из Йошкар-Олы в Сочи.
26 мая 2021 года принято решение о присвоении аэропорту имени композитора Андрея Яковлевича Эшпая.
Реконструкция аэропорта
Строительная компания «Казанский посад» в мае 2022 года заключила с Минтрансом Республики Марий Эл контракт на строительство терминала в аэропорту Йошкар-Олы за 1,4 млрд рублей.
Новый терминал представляет собой двухэтажное здание площадью 6 тыс. кв.м, стилизованное в национальном стиле. Строительство нового терминала позволит увеличить пропускную способность аэропорта до 400 пассажиров в час. Ввод в эксплуатацию нового терминала планируется в конце 2024 года.
Помимо строительства нового терминала, в аэропорту будет проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. После реконструкции длина взлетно-посадочной полосы составит 2,701 тысяч метров, а ширина — 42 метра. Это позволит принимать воздушные суда вместимостью до 200 пассажиров и расширить число авиарейсов в доступной ценовой категории.
Модернизация аэропорта ведется в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Типы обслуживаемых воздушных судов
Взлётно-посадочная полоса способна принимать самолёты Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ил-114, Ту-134, Як-40, Як-42, ATR 42, ATR 72, Bombardier CRJ 100/200, Embraer EMB 120 Brasilia, а также воздушные суда классом ниже и вертолёты всех типов.
Статистика
Год | Пассажиропоток, чел. | Грузопоток, тонн | Число самолёто-вылетов |
---|---|---|---|
2023 | нет данных | нет данных | нет данных |
2022 | 7596 (1 кв.) | 0,00 | нет данных |
2021 | 22649 | 0,00 | нет данных |
2020 | 14866 | 0,00 | нет данных |
2019 | 6574 | 0,00 | нет данных |
2018 | нет данных | нет данных | нет данных |
2017 | 465 | 0,00 | нет данных |
2016 | 712 | 0,00 | нет данных |
2015 | 7574 | 0,00 | нет данных |
2014 | 17281 | 0,00 | нет данных |
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале