Рецензия на фильм «Дуэлянт»

Нынешний год провозглашен в России годом Российского кино, и отечественный кинобизнес всячески старается удивлять зрителя и доказывать, что ни Дозорами одними мы богаты. Стоит отметить, что в этом году и правда на экраны вышли несколько крайне любопытных фильмов, за постановку которых не то, что не стыдно, но даже как-то гордо. Осень преподнесла нам Дуэлянта — красивый во всех отношениях исторический фильм о том времени отечественной истории, когда дворяне решали споры посредством дуэлей, и у слова честь был особенный смысл. 
Итак, на дворе 1860 год, Санкт-Петербург, время, когда западная культура прочно укоренилась в нашей стране, слившись с бунтарским русским духом. Главный герой истории — бретёр Колычев (Пётр Федоров), зарабатывающий на жизнь дуэлями. Выдавая себя за дворянина Яковлева, Колычев ведет опасную игру с сильными мира сего. Обладая неуязвимостью в дуэлях, благодаря магии алеутских шаманов, Колычев вновь и вновь играет со смертью, зная, что не способен умереть — либо пистолет даст осечку, либо рана будет не смертельной, либо противник промажет. Пользуясь своим преимуществом, Колычев сражается в дуэлях на заказ, но в один момент понимает, что все, кого он хладнокровно пристрелил были связаны, а за заказами на дуэли стоит человек, который лишил Колычева всего — дворянского титула, семьи, чести. Этот кто-то — граф Биклемишев (Владимир Машков), погрязший в долгах и пороках негодяй, плетущий свою сеть интриг и использующий людей в корыстных целях. Перед Колычевым стоит непростая задача — убить Биклемишева в дуэли, отомстить за свою жизнь и за честь княжны Марфы (Юлия Хлынина), к которой герой воспылал чувствами. Однако, будучи лишенными дворянского титула, Колычев не может законно бросить недругу вызов…
В этом фильме прекрасно все — от игры актеров до визуального стиля. Пётр Федоров невероятно хорош и харизматичен в роли бретёра, которого поначалу интересуют только деньги. Ему все равно, кого он убил, так как жизнь давно потеряла для него всякий смысл. Ввязываясь в новую дуэль, он как будто мечтает о том, что проиграет и оборвет всю эту бесконечную череду смертей. Думаю, что у Федорова есть все шансы затмить Козловского на посту главного секс-символа отечественного кинематографа.
Столь же хорош и Владимир Машков, играющего Бикельмишева, антагониста, раздираемого всевозможными пороками и чувством собственной вседозволенности. Он играет людьми, не испытывая никаких угрызений совести, ведомый лишь холодным расчетом. Непривычно видеть Машкова в такой нетипичной для него роли, но стоит отдать ему должное — он справился. Их взаимная антипатия с Колычевым буквально пронизывает повествование, накаляет обстановку, чтобы к финалу выплеснуться в логическую и справедливую развязку.
Стоит похвалить и съемочную группу. Художники-постановщики воссоздали Петербург 19 века таким, каким он, вероятно, и был — помпезная архитектура сочетается с грязными не мощенными улочками, потоки воды, заливающие их из-за отсутствия канализации. Картинка сочная и вкусная, и у меня сразу же возникли ассоциации с Шерлоком Холмсом Гая Ричи. В визуальном плане Дуэлянт чем-то напоминает этот фильм, да и Петербург режиссера Мизгирёва имеет общие черты с Лондоном Ричи.
Потрясающую работу проделали костюмеры, облачив главных героев и массовку в великолепные наряды того времени. Платья, в которых ходит героиня Юлии Хлыниной смотрятся изумительно, да и мужские костюмы выше всяких похвал. Подобная дотошность в мелочах идет фильму на пользу, добавляя истории аутентичности и размаха.
Так сходу и не отыщешь в Дуэлянте каких-то минусов. Да искать их и не хочется. Ведь, если подумать, то минусы здесь запросто могут оказаться плюсами. Фанаты истории могут кричать о том, что дуэли так не проходили, что в действительности правила были не те, да и проходили они на открытом пространстве, а не в закрытых залах. Но мне кажется, что искусство дуэли здесь было преднамеренно скрашено в угоду зрелищности и драматизма. Да и так ли уж сильно авторы сценария отошли от правды? История — вещь субъективная. Так что искать какие-то минусы в Дуэлянте я не хочу. Это крепкий образец нового русского кино, снятого с умом и для зрителя, а не просто ради коммерции. Если отогнать прочь предвзятость, которая охватила сегодня отечественного зрителя в вопросе российского кино, то можно получить двухчасовое эстетическое удовольствие от картинки, сюжета, постановки и игры актеров. А что еще нужно для хорошего кино?
[su_youtube url=»https://www.youtube.com/watch?v=XMlk9jJ2Bgs»]

Сергей Прудников

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кидшер