Рецензия на фильм «Дом странных детей мисс Перегрин»

За что мы любим фильмы Тима Бертона? Вероятно, за то очарование тьмы, которое он вкладывает в свои работы, за неоготическую атмосферу, фриковатых персонажей и глубину. Каждый хоть раз да видел Сонную лощину, Эдварда Руки-ножницы или Бэтмена с Майклом Китоном. Бертон сделал себе имя за счет специфичных и стильных работ, и до сих пор имя этого режиссера созвучно с неоготикой в кино и некой макабричностью сюжета. 
Но стоит быть честными, Бертон уже давно не снимал ничего подобного тем фильмам, которые сделали его знаменитым и популярным. Все его работы в Голливуде за последние годы были гротескными, крикливо яркими и не находили отклика с душах зрителя. И все-таки, каждый новый фильм Тима зритель ждет с нетерпением — авось уж этот-то будет по-настоящему бертоновским…
Стал ли Тим Бертон плох, отойдя от своего фирменного мрачного стиля? Не думаю. Тим из тех режиссеров, которые любят экспериментировать с жанрами, играть с картинкой и представлять на суд зрителя нечто неожиданное. В своей же последней работе — Дом странных детей мисс Перегрин, экранизации первой книги трилогии Рэнсона Риггза — Тим и вовсе вышел из зоны комфорта и обновил съемочную команду. Так что никакого Джонни Дэппа в безумном гриме и верной, но уже бывшей супруги, Хелены Бонам-Картер. Что в итоге получилось?
Главный герой истории — юноша Джейк (Эйса Баттерфилд), который становится свидетелем смерти своего дедушки Эйба (Терренс Стамп) от рук жуткого чудовища с щупальцами, растущими из пасти. Перед смертью Эйб завещал Джейку найти таинственный остров у берегов Уэллса, где находится удивительный интернат для особенных детей, которым руководит мисс Перегрин (Ева Грин). Джейк прибывает на остров и действительно находит такой интернат, где живут дети, которым не место среди нормальных людей. У всех них есть какие-либо странности — кто-то очень сильный, кто-то невидимый, а у кого-то в животе живут пчелы. Дети очень рады Джейку, ведь его дед в свое время был частым гостем в интернате и выполнял очень важную миссию — защищал странных от посягательств Пустых — кровожадных монстров, мечтающих обрести бессмертие, путем пожирания особенных людей. Руководит Пустыми человек по имени Бэррон (Сэмюэль Л. Джексон), сам бывший некогда особенным, но предавший идеалы своих людей ради власти. Бэррон намерен овладеть секретом управления временем, которым владеет мисс Перегрин, чтобы жить вечно, и только Джейку и странным детям под силу спасти свою наставницу и всех странных мира от ужасной опасности.
К сожалению, я не успел ознакомиться с книжным оригиналом, поэтому не стану сравнивать книгу и фильм, но по тому, что успел узнать, Рэнсом Риггз — это своеобразный Тим Бертон от литературы. Его книги играют с визуальными образами через псевдо-старинные фотографии, которые создают особую атмосферу и двигают сюжет. Поэтому кандидатура Тима Бертона на пост режиссера была в целом оправдана и понятна. Тем более Тиму не в первой снимать кино о непонятых и не принятых обществом героях, ровно как и детское кино — Алиса в стране чудес, Чарли и шоколадная фабрика тому прекрасные примеры. И хоть Бертон больше не напускает в своих фильмах мрака и темноты, он умудряется другими доступными ему способами заставить зрителя трепетать, где это уместно, и одновременно веселить. При чем, что крайне важно в сложившейся сегодня ситуации в кино, шутит Бертон грамотно, не опускаясь до шуток ниже пояса.
Новые лица так же пошли истории скорее на пользу. Новая муза режиссера — Ева Грин — неизменно прекрасна в готическом наряде и с трубкой, заставляя восхищаться своей статью и красотой, а Сэмюэль Л. Джексон в очередной раз доказал, что неимоверно хорош в комедийном амплуа. Его Бэррон — сочетание ночного кошмара с балаганным шутом, местами до мурашек пугающий, а временами до колик веселящий.
Хорошо справились с ролями и актеры-дети, включая исполнителя главной роли Эйсу Баттерфилда, который так похож на молодого Джонни Дэппа, что можно не сомневаться в их с Бертоном долгом и плодовитом сотрудничестве в будущем.
И все-таки, фильм вызывает противоречивые ощущения. И трудно сказать, чем это вызвано — то ли книжным оригиналом, то ли самим Тимом Бертоном. Временами, фильм позиционирует себя как подростковый хоррор — темнота полна неизвестности, могильный туман, люди с белыми глазами и твари с щупальцами, покойники оживают… Чувствуете? Все то, чем нам нравится фильм Бертона. И в то же самое время фильму присуща некоторая несерьезность, из-за чего нагнетенная атмосфера как-то не срабатывает в должной мере. В итоге, фильм не оставляет после себя какого-то яркого эффекта, оставаясь достаточно проходным и не самым лучшим в фильмографии Тима Бертона. При этом я не осмелюсь заявить, что фильм плох — он явно сильнее и лучше большинства последних работ режиссера. Просто не дотягивает до его лучших творений.
И все же, Дом странных детей мисс Перегрин — кино увлекательное, душевное и понравится как детям, так и родителям. Если вы любите фильмы о различных закрытых школах, особенных людях и загадках, а так же грезите путешествиями во времени и ретро-атмосферой, то вам определенно стоит заглянуть на огонек к мисс Перегрин и Тиму Бертону.
[su_youtube url=»https://www.youtube.com/watch?v=3FBz3DfiXRw»]

Сергей Прудников

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кидшер