Накануне временно исполняющий обязанности главы Марий Эл Александр Евстифеев провел в Доме правительства расширенное антикризисное совещание по вопросу состояния дорог.
В совещании приняли участие руководители профильных министерств, главы муниципальных образований, руководители дорожно-строительных и проектных организаций, надзорных органов и общественных объединений.
Открывая совещание Александр Евстифеев подчеркнул: «Мы собрались с вами по очень важному поводу. От решения вопросов, к которым мы сегодня приступаем, зависит качество жизни каждого жителя республики. Подавляющее число граждан недовольны состоянием дорог. Лаконично мнение людей звучит так: «До коле же будет продолжаться то, что происходит?».
Состояние дорог Марий Эл
Для понимания сегодняшнего состояния дорожного хозяйства Марий Эл Александр Евстифеев привел несколько цифр и примеров. Так с 2009 по 2016 год проведена диагностика почти 2,5 тысяч километров республиканских дорог и только 23% из них имеют допустимое состояние. Три четверти не соответствуют стандартам и установленным нормам. Ремонта требуют более 98% из всех диагностированных дорог республики. За последние 16 лет среднегодовой объем проводимых ремонтных работ составлял от 16 до 60 км в год. Но были годы, например, 2008 и 2015, когда ремонт вообще не проводился. В некоторых районах состояние дорожного покрытия настолько недопустимое, что между населёнными пунктами полностью закрыто движение транспорта, в том числе и пассажирского.
Александр Евстифеев призвал их не сгущать краски, а предлагать пути выхода из сложившейся ситуации.
Почему в Марий Эл плохие дороги
В прозвучавших выступлениях главным был вопрос недостатка финансовых средств. По словам директора «Марийскавтодора» Александра Сальникова, для приведения дорожной сети республики в нормативное состояние в обозримом будущем, ежегодно необходимо ремонтировать не менее 300 км различных типов дорог, что требует в сегодняшних ценах 4,5 млрд. рублей. Таких средств в настоящее время в республике нет. Поэтому необходимо использовать все возможные меры для решения проблемы: от изменения действующего законодательства, которое бы способствовало увеличению объемов дорожных фондов, до вхождения республики в федеральные инвестиционные программы.
Кроме того, поднимались вопросы ценообразования в дорожной отрасли, обеспечение контроля качества приобретаемых материалов, эффективности проведения конкурсных процедур, привлечения населения к процессу формирования планов дорожно-строительных работ, организации весового контроля.
Проезд по дороге китайского грузовика с нагрузкой на ось 18 тонн, что в три раза превышает нормативную, сравним с проездом 50 тыс. легковых автомобилей.
Решения проблемы
В ходе обсуждения и по итогам обстоятельного разговора Александр Евстифеев внес конкретные предложения, и дал ряд поручений:
- Сделать полную ревизию дорожного хозяйства и определить опорную сеть дорог;
- Рассмотреть вопрос передачи части республиканских дорог на федеральный уровень, исходя из их реального функционального назначения, и использовать высвободившиеся средства на ремонт других дорог;
- Сформировать нормативно-правовые основы эксплуатирования дорог, финансово-ресурсное обеспечение дорожного хозяйства.
Главы администраций городов и районов лично отвечают за состояние дорог в своих населенных пунктах.
«Наша сегодняшняя встреча проведена в рамках антикризисного управления. Тема сама по себе очень трудная. Мы все прекрасно понимаем, что решение ее не одномоментное, но движение должно быть начато. Дорогу осилит идущий. Говорю это в прямом и переносном смысле», — прокомментировал журналистам Александр Евстифеев.