Всемирный день борьбы за права инвалидов: право на отдых

С 1992 года мировая общественность, включая и нашу страну, отмечает День борьбы за права людей с инвалидностью. В отличие от многих других памятных дат календаря, это вовсе не повод для поздравлений. Это, скорее, еще одна возможность напомнить о том, что люди с инвалидностью – это, прежде всего, люди. И права у них точно такие же, как у всех. Вот только нарушаются они куда чаще, чем можно себе представить, а отстаивать то, что гарантировано российским и международным законодательством, приходится, чаще всего, самостоятельно. 

Сегодня поговорим о таком простом и естественном для всех людей праве, как право на отдых. В случае с людьми, имеющими инвалидность, это означает возможность время от времени выезжать к местам санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставляемым Фондом социального страхования (ФСС). Казалось бы, какие тут могут возникнуть сложности? У каждого инвалида есть возможность встать в очередь на такую путевку, ежемесячно отчислять из своих, гарантированных государством, выплат определенную сумму и потом оздоровиться и отдохнуть в санатории с соответствующим заболеванию профилем.

На деле же ситуация выглядит совсем иначе. Никто не гарантирует, что твоя очередь на путевку будет подходить ежегодно. В основном, этого счастливого момента людям с инвалидностью приходится ждать от трех до пяти лет. Да, конечно, есть весьма активные и подвижные люди, которые в состоянии сами выбрать и оплатить подходящий для себя вид отдыха или реабилитации, и ожидание для них не критично. Но ведь таких крайне мало.

Основная масса инвалидов, которые действительно нуждаются в социальных путевках, это те, кто серьезно ограничен в своей подвижности. Это люди, которые не в состоянии вести настолько активную жизнь, насколько им бы хотелось. Люди, которые годами могут не покидать своего дома просто потому, что выйти не с кем, либо процесс выхода настолько сложный и трудоемкий, что ради пары часов на улице и заводиться не стоит. Только представьте себе: провести дома несколько лет, общаясь с миром исключительно через экран компьютера и телефон, и жить ожиданием того, что когда-нибудь тебе дадут путевку на 18 дней в санаторий, где ты, может быть, сможешь погулять, пообщаться и получить необходимую поддержку здоровья.

А теперь попытайтесь вообразить, что чувствует человек с инвалидностью, когда по прошествии этого срока ему предлагают путевку в совершенно недоступное заведение! Да, несмотря на то, что программа «Доступная среда» действует в нашей республике с 2014 года, ни один из наших санаториев не соответствует даже минимальным требованиям безбарьерности.

Некогда относительно прилично оборудованный санаторий «Кичиер» в этом году не принимает не то, что колясочников, но и инвалидов вообще! А ведь еще не так давно ФСС именно туда направлял тех, кто передвигается на инвалидных колясках. Наличие номеров с широкими дверными проемами на первом этаже, доступный вход в столовую, водо- и грязелечебницы, возможность самостоятельного передвижения по территории и подход к живописному озеру делали санаторий пригодным для летнего отдыха маломобильных гостей. Теперь же туда можно попасть только за свой счет. И то при условии, что места забронированы еще в феврале.

Что же предлагают нам взамен? Людей с проблемами костно-мышечной системы отправляют в санаторий «Кленовая гора». Да, прекрасное, живописное место, уникальная минеральная вода и замечательное лечение могли бы принести большую пользу при целом ряде заболеваний. Однако никто не учитывает, что люди с такими диагнозами – это, в основном, те, кто передвигается на колясках, с ходунками или костылями. А санаторий совершенно не приспособлен и не готов к приему таких пациентов.

В прошлом году автор убедилась в этом лично. Да, есть лифт. Но наличие лифта не гарантирует доступность. Проблемы у прибывающих отдыхать колясочников начинаются уже на входе – узкие двери, высокий порог без пандуса. Внутри снова две ступеньки в холл и неправильный заезд на них. В столовую и процедурное крыло ведут лестницы, на которых нет ни подъемников, ни пандусов.  Мало того, в отведенную тебе комнату на первом этаже ты тоже попадаешь с большим трудом, а в санузел не попадешь вообще. Но других номеров здесь нет, поэтому все, что могут предложить сотрудники санатория пациентам на колясках – вернуть документы и уехать домой. Согласитесь, не совсем то, чего хочется человеку, раз в пятилетку выбравшемуся из своего невольного заточения.

Также, людям на колясках могут предложить отправиться в не менее живописные места, окружающие санаторий «Каменная речка». Но кто же будет поднимать отдыхающего инвалида-колясочника на второй этаж, где расположены жилые комнаты? И на третий, где находятся процедурные кабинеты? И спускать в столовую или на крыльцо для прогулки?

Куда же отправиться еще? В «Сосновый бор» с его тотальной недоступностью или в «Лесную сказку» с ее крошечной территорией и невозможностью доехать на коляске до озера? Или в «Кооператор» с аналогичной (и далеко не единственной) проблемой?

Однако в Фонде социального страхования нам каждый раз твердят, что если тот или иной санаторий предоставляет свои места для социальных путевок, значит там все доступно! Иначе быть не может. Вот только складывается впечатление, что ни один сотрудник ФСС не вышел за порог своего кабинета, чтобы лично проверить поступающую информацию. А регулярные жалобы людей на отсутствие элементарных необходимых колясочникам условий проживания и лечения игнорируются. Впрочем, сами санатории тоже не стремятся открыть свои двери тем, кто в первую очередь нуждается в отдыхе и восстановлении душевных и физических сил. Какие инвалиды? Ах, эти… Не, нам не надо!

На каком бюрократическом этапе возникает проблема – разобраться довольно сложно. Однако результатом оказывается то, что человек с инвалидностью не в состоянии реализовать свое право на отдых (и лечение!). И чем тяжелее его диагноз, чем он менее подвижен, тем меньше шансов остается на то, что ему все-таки удастся этим правом воспользоваться. Просто потому, что для общества мы все еще сначала инвалиды, и в самую последнюю очередь люди.

Кидшер