Совсем недавно путешествия для людей с инвалидностью были чем-то сродни подвигу. Забраться в свой вагон с низкой платформы для колясочника само по себе сложно. А тут еще проходы в вагоне узкие, в купе коляску не разложить, да и в туалет не добраться. В общем, даже при наличии сопровождающего, такое путешествие на поезде мало походило на увеселительное. И тем приятнее видеть, как ситуация меняется в лучшую сторону!
Так получилось, что вопрос о передвижении на поезде оказался для меня этим летом одним из самых важных. Ехать предстояло аж до Полоцка (Республика Беларусь), а это чуть меньше 2000 км от Йошкар-Олы, да еще и пересадка в Москве. Как я доеду?
На помощь, как всегда, пришел друг и советчик интернет. Уже давно все говорят о том, что по нашим железным дорогам ходят поезда с вагонами, специально предусмотренными для колясочников. Но как купить билет в такой вагон? Далеко не в любой кассе это можно сделать, чаще всего спецкупе вообще закрыты для продажи через интернет или туристические кассы. Но кто ищет, тот находит! Оказывается, в РЖД существует специальная служба содействия мобильности.
Как это работает?
Позвонив вот по этому телефону 8 (800) 775-00-00 (звонок по России бесплатный с любого городского и мобильного), можно получить помощь в составлении наиболее удобного маршрута, узнать, есть ли в выбранных поездах спецкупе, забронировать билеты на себя и сопровождающего. После того, как оператор согласовал с вами все необходимые условия, вы называете станцию, на которой вам удобнее всего выкупить билеты. В моем случае это был ж/д вокзал в Йошкар-Оле. Через некоторое время вам перезванивают, называют стоимость билетов и номер кассы, в которой можно их выкупить.
Кроме того, если вы бронируете билеты через службу содействия мобильности, то ее сотрудники сообщают о вашем прибытии на вокзалы по маршруту следования. А это значит, что когда вы приедете к месту назначения, вас встретит представитель вокзала, вам помогут донести вещи до камеры хранения или места в зале ожидания. И если вы с этого вокзала отправляетесь куда-то дальше, то проводят и помогут сесть в следующий поезд.
Если вдруг во время пребывания в поезде у вас сломалась коляска, можно попросить проводника сообщить об этом на вокзал прибытия. Сегодня на крупных станциях обязательно должна быть хотя бы одна запасная коляска на вот такие экстренные случаи. Есть они и в некоторых поездах. Например, на обратном пути у нас был поезд Калининград-Москва, и в нем в спецкупе на багажной полке лежала коляска!
Какие нужны документы?
«Для оформления проездного документа в специализированное купе, пассажир должен предъявить в билетную кассу документы, подтверждающие его инвалидность и ограничение способности к самостоятельному передвижению – индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую федеральным учреждением медико-социальной экспертизы или иной документ с отметкой о необходимости обеспечения техническими средствами медицинской реабилитации».
Переводя на русский, чтобы купить билет, вам потребуются:
- паспорт;
- розовая справка;
- ИПР.
Последнюю обычно спрашивают, если билеты приобретает сопровождающее лицо. Если приехать в кассу лично, ИПР, как правило, не смотрят. На всякий случай, ИПР стоит взять не только для покупки билетов, но и вообще с собой в путешествие: программу реабилитации могут попросить показать при посадке на поезд вместе с паспортом или на вокзале. Хотя у меня ни разу не спросили. Какое еще доказательство нужно, если перед тобой и так стоит человек в коляске
Что представляет собой спецкупе?
Как я выяснила опытным путем, размеры спецкупе бывают разные. Где-то шире стандартного купе, где-то такие же. Например, в фирменном поезде «Янтарь» (Калининград-Москва) спецкупе относительно небольшое. Конечно, есть куда поставить коляску даже в разложенном виде, но все это дополнительное место явно освобождено за счет того, что просто убрали одну нижнюю лежанку и заменили ее мягким креслом у окна. Зато фирменный поезд «Марий Эл» (Йошкар-Ола — Москва) порадовал. Спецкупе в нем действительно большое, можно не только коляску поставить не складывая, но еще и чемодан или сумки прятать не обязательно. Места хватает на двоих пассажиров плюс багаж. И само купе, и весь вагон очень светлые, чистые, проводники – внимательные, постоянно подходят, спрашивают, не нужно ли чем-то помочь, объясняют, что есть в спецкупе и как этим пользоваться. В общем, пока это лучший поезд, на котором мы ездили.
Но какими бы ни были спецкупе по размерам и сроку давности, все они устроены примерно одинаково. Подъёмник позволяет попасть в вагон, не вставая с коляски, что особенно удобно на станциях с низкой платформой. Из тамбура вы попадаете в небольшой коридор: по правую руку от вас будет туалет, а чуть дальше – само купе. Двери в оба помещения намного шире стандартных, спокойно проедет даже очень большая коляска. Затем коридор сужается и начинается «обычный вагон», в котором могут располагаться еще несколько обычных купе или администрация поезда.
Само спецкупе чем-то напоминает СВ, только вместо двух нижних полок – нижняя и верхняя. Спальная полка имеет регулируемые подголовники, то есть может трансформироваться в любое удобное для инвалида положение (сидя, полулежа, лёжа). На стене прикручены поручни, чтобы переворачиваться. Также полка имеет специальный бортик, который можно поднять, дабы ненароком не свалиться, если поезд сильно качнёт.
Напротив спальных мест стоит кресло. Достаточно удобное, с подлокотниками. Чтобы пересесть на него, на стене также есть поручень. Купе действительно широкое, коляску необязательно складывать и убирать – место для прохода остаётся. В купе есть розетка, кнопка вызова проводника и табло, информирующее о времени, температуре и свободен ли туалет. В поезде «Марий Эл» в спецкупе есть даже телевизор, правда, мы его не включали. Зачем, если за окном столько интересного?
Туалет действительно удобный. Такая же широкая дверь, как и в купе. Унитаз с поручнем, к раковине можно подъехать на коляске, есть горячая вода. Конечно, его чистота и гигиена во многом зависят от проводников. В нашем случае, в туалете имелась не только обычная туалетная бумага, но и специальные бумажные накладки на унитаз, жидкое мыло, бумажные полотенца. В поезде «Марий Эл» туалет был только в нашем распоряжении, больше никто им не пользовался. А вот калининградском «Янтаре» санузел был общий. Так что это тоже зависит от проводников и конструкции вагона. Все таблички и в купе, и в туалете дублируются на языке Брайля.
Согласитесь, что с таким сервисом любое путешествие становится проще и приятней. Лично я никогда еще с таким комфортом в поездах не ездила. Есть только один минус: служба содействия мобильности РЖД не имеет доступа к спецкупе в иностранных поездах. У них есть информация только по России, и забронировать спецкупе они могут только в российских поездах. Правда, любое другое купе в поездах, принадлежащих иностранным железнодорожным службам, забронировать все-таки можно. Так, например, фирменный поезд «Двина» (Москва — Полоцк), на котором мне довелось путешествовать к месту назначения, тоже имеет в своем составе спецвагон для перевозки колясочников. Но этот поезд относится к Белорусским железным дорогам, и у РЖД нет сведений о наличии в нем спецкупе. А соответственно, и продать билеты в него они не могут. Зато служба содействия мобильности помогла мне забронировать в этом поезде обычное купе поближе к туалету, чтобы легче было добираться. А проводники в самом поезде пообещали никого к нам на оставшиеся два места не подселять. Поезд не был переполнен, так что если у кого из пассажиров и были билеты на две верхних полки в нашем купе, то им нашли другие места.