Как изучаются государственные и родные языки в Марий Эл?

Инициативная группа «За языки РФ» представила информацию о преподавании марийского языка в Марий Эл. Интернет-журнал «Кидшер» («Пульс») публикует отрывок документа. 


В Марий Эл государственными языками являются марийский (лугово-восточный и горный) и русский.

Сокращение численности марийского населения по результатам переписи 2010 года в сравнении с переписью 2002 года – на 9,38% — с 604 298 до 547 605, в абсолютных цифрах это почти 57 000 человек.

Владение лугово-восточным марийским языком по итогам переписи 2010 года указали 356 316 человек (пункты «марийский язык» и «луговово-восточный марийский язык»), горномарийским – 23 062 человек.

Cтатистика свидетельствует, что из года в год уменьшается численность марийцев, считающих свой язык родным. Так, в 1926 году признавали марийский язык родным 99,3%, в 1989 г. — 88,4%, в 2002 г. –84,2%, в 2010 г. – 72% марийцев.

Согласно статье 11 закона Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» марийский и русский языки изучаются как государственные языки во всех учебных заведениях республики.

Преподавание марийского языка осуществляется в 2 основных форматах: как родного в сельских школах и как государственного в городских и поселковых школах. Родной язык преподается в формате от 3 до 5 уроков в неделю.

Марийский как государственный в свою очередь преподаётся в следующих форматах:

  • как отдельный предмет в объёме от 1 до 2 уроков в неделю;
  • интегрированно в курсе «История и культура народов Марий Эл» от 1 до 2 часов в неделю;
  • факультативно во внеурочное время.

По данным министра образования республики, в позапрошлом (2016-2017) учебном году марийский язык как государственный в статусе отдельного предмета изучался в 115 образовательных организациях (из 283), интегрированно с курсом ИКН изучался в 59 организациях, как родной изучался в 89 школах.

В большинстве школ Йошкар-Олы в прошлом учебном году произошло сокращение количества часов марийского как государственного: с 2 до 1, расширяется тенденция переносить марийский язык внутрь курса «История и культура народов Марий Эл». В начальных классах многих школ данный курс уже не ведётся, а в старших классах все идёт к тому, что марийский (государственный) язык переносится внутрь курса «История и культура народов Марий Эл», т.е. интегрированно.

Преподавание родных языков в сельских школах ведется в следующем виде:

  • в начальных классах (с 1 по 4) по 3 часа в неделю (2 часа родного языка, 1 час литературы);
  • в 5 классе 4 часа (2 часа родного языка, 2 часа литературы);
  • с 6 по 9 класс 3 часа (1,5 часа языка и 1,5 часа литературы в неделю);
  • в 10-11 классах 2 часа только родной литературы.

В 9 классе марийский язык и марийскую литературу можно выбрать в качестве предметов по выбору для прохождения государственной итоговой аттестации. 3 года назад марийский язык был обязательным предметом при аттестации после 9 класса, 2 года назад его вообще убрали из перечня предметов для экзаменов, теперь вернули, но в статусе предметов по выбору.

В городских школах раньше марийский язык изучался как государственный язык в обязательной части учебной программы в объеме 2 часов в неделю. В 2017 году объемы сократили до 1 часа, и урок марийского интегрировали в курс «История и культура народов Марий Эл».


Вопросами расширения сферы действия государственных языков на уровне регионального правительства занимаются члены Комиссии по государственным языкам Республики Марий Эл.

В феврале 2018 года региональное министерство образования и науки разослало памятку для руководителей образовательных организаций при организации информационно-разъяснительной работы с родителями по изучению марийского языка в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В апреле 2018 года несколько депутатов Госдумы внесли законопроект о добровольном изучении родных языков. Это вызвало волну возмущения в национальных республиках.

19 июня депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект о добровольном изучении родных языков. В течении месяца законопроект должны доработать ко второму чтению, который запланирован на 18 июля.

Отметим, что инициативная группа также представила информацию о преподавании родных языков в Коми, Удмуртии и Мордовии.

Кидшер